Гребенчато-ямочной керамики культура

ГРЕБЕНЧАТО-ЯМОЧНОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРА, две группы археологических культур.

Гребенчато-ямочной керамики культура1) Культурно-историческая область позднего неолита в части Восточной и Северной Европы (3-е тысячелетие до нашей эры). Выделяются 2 зоны культур гребенчато-ямочной керамики культуры: северо-западная (Финляндия и Карелия, кроме северных районов; Ленинградская, Новгородская, Псковская области России, Эстония, Латвия, северо-восточная Литва, северная Белоруссия) и северо-восточная - балахнинская культура. Памятники северо-западной зоны выделены в культуру «типичной гребенчато-ямочной керамики» в конце 1920-х годов финским археологом А. Эуропеусом. Крупные полуяйцевидные сосуды с приострённым или округлым дном, редко небольшие миски и чаши; поверхность покрывали горизонтальные зоны оттисков гребенчатого штампа, разделённые рядами ямочных вдавлений, есть прочерченные ромбы, треугольники, косая сетка и др. В Карелии, Финляндии и Прибалтике преобладали орудия из местных пород кварца, сланца, лидита; из привозного кремня (с Валдая) делались мелкие орудия и наконечники стрел. Янтарные и сланцевые украшения. Поселения с наземными постройками и полуземлянками. В северо-западной зоне - грунтовые могильники (Звейниеки и др.): погребённые вытянуты на спине, редко на животе, головой на восток или запад, присыпаны охрой. Хозяйство основано на охоте и рыболовстве. Гребенчато-ямочной керамики культура - финал развития ямочно-гребенчатой керамики культурно-исторической общности (в отличие от них в гребенчато-ямочной керамики культуре доминировал гребенчатый декор). Специфику гребенчато-ямочной керамики культуры определял мезолитический и ранненеолитический субстрат (в декоре, формах, примесях в тесте керамики, особенно в каменном инвентаре). На основе северо-западной зоны сформировались энеолитические культуры с «пористой» керамикой, северо-восточная - волосовская культура.

Реклама

Лит.: Лозе И. А. Памятники гребенчато-ямочной керамики в Восточной Прибалтике // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984; Неолит Северной Евразии. М., 1996; Никитин В. В. Каменный век Марийского края. Йошкар-Ола, 1996; Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.

Гребенчато-ямочной керамики культура2) Культурно-историческая область позднего неолита и эпохи раннего металла (3-е - начало 1-го тысячелетия до нашей эры) в лесостепной и лесной зонах бассейна Оби и Иртыша. Выделена в 1970-е годы М. Ф. Косаревым. Керамику гребенчато-ямочной керамики культуры отличает заполнение поверхности сосудов полосами узоров, выполненных оттисками гребенчатого штампа и разделённых горизонтальными рядами ямочных вдавлений. Предполагают, что этот орнаментальный комплекс возник в Западной Сибири самостоятельно. Согласно другой точке зрения, предшествовавшие гребенчато-ямочной керамики культуре поздненеолитические зауральские культуры с ямочно-гребенчатой керамикой (андреевская) оставлены мигрантами из Волго-Окского междуречья (балахнинская, культуры ямочно-гребенчатой керамики и др.). Древнейший, неолитический, этап гребенчато-ямочной керамики культуры представлен памятниками екатеринского и явленского типов лесостепного и юга таёжного Приишимья и Прииртышья, постнеолитический (энеолитический) - байрыкского и одиновского типов этого же региона. В начале позднего бронзового века ареал гребенчато-ямочной керамики культуры расширился на север до низовий Печоры, Ямала и Таймыра. Памятники (стационарные поселения, сезонные стоянки и святилища) сходны по материальной культуре и хозяйству (рыболовство и охота), отличаясь лишь деталями декора керамики; металлообработка развивалась под влиянием сейминско-турбинской культуры. С формированием андроновской культуры в гребенчато-ямочной керамики культуру (сузгунская, еловская и другие культуры) проникали элементы орнамента керамики фёдоровской культуры, но устойчивое внутреннее развитие гребенчато-ямочной керамики культуры сохранялось. Оно продолжалось и в конце бронзового века, когда более выразительной стала локальная специфика (атлымская, позднесузгунская, лозьвинская, барсовская, еловская культуры), «канонические» схемы декора упростились, дополнились фигурным и змейковидным (мелкоструйчатым) штампом. Гребенчато-ямочной керамики культура явилась основой формирования таёжных культур Западной Сибири железного века и Средневековья, сохранявших в керамике её орнаментальные традиции. Носителей гребенчато-ямочной керамики культуры относят к предкам самодийских народов.

Лит.: Васильев Е. А. Гребенчато-ямочная керамика Среднего Приобья // Этнокультурная история населения Западной Сибири. Томск, 1978; Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987; Неолит Северной Евразии. М., 1996.

С. В. Кузьминых.