Гребенчатого геометризма куль­туры

Гребенчатого геометризма куль­турыГРЕБЕНЧАТОГО ГЕОМЕТРИЗМА КУЛЬТУРЫ, культурно-историческая область энеолита (3-е тысячелетие до нашей эры), простиралась от  восточных склонов Урала, включая Северное и Южное (памятники турганикского типа) Приуралье, до реки Иртыш и западных отрогов Алтая, от Нижнего Приобья до севера казахстанской степи. Подразделяется на североуральский (чужъяёльская, атымьинская, волвончинская и другие культуры и типы памятников), горнолесной зауральский (аятская культура, липчинская, суртандинская, кысыкульская, шапкульская, сосновоостровская и др.) и казахстанский (усть-нарымская, ботайская, терсекская и др.) районы. Выделена в 1990-е годы Н. М. Чаиркиной и А. Ф. Шориным.

Для гребенчатого геометризма культуры показателен орнамент керамики: горизонтальные (с элементами вертикальной зональности) композиции, нанесённые гребенчатыми штампами геометрические мотивы - иногда заштрихованные треугольники, ромбы, реже прямоугольники, «лесенки», меандры и др. На северных памятниках нередки простые (монотонные) орнаментальные схемы, «сотовые» узоры, арочные или чешуйчатые оттиски гребенчатого штампа, ямочные вдавления под срезом венчика. Казахстанский район отличает наличие узоров, нанесённых верёвочным штампом, обработка поверхности сосудов «текстильными» и «псевдотекстильными» отпечатками. Господствуют орудия на отщепах (скребки, наконечники стрел, топоры, тёсла, долота, абразивы и др.), есть изготовленные из крупных пластин (резцы, вкладыши). На севере и в Зауралье, кроме кремнёвых, распространены шлифованные сланцевые орудия; для юга характерны орнаментированные «утюжки» и диски.

Гребенчатого геометризма куль­турыПоселения и сезонные стоянки. На севере (чужъяельская культура) - четырёхугольные наземные или слабо углублённые постройки с бревенчатыми стенами и двускатной крышей с берестяным настилом и земляным покрытием, обычно с двумя выходами в противоположных стенах. Жилища в зауральских культурах (аятская, суртандинская, терсекская и др.) овальные или четырёхугольные (от наземных до землянок), каркасно-столбовые, с шатровым перекрытием или накатом из брёвен; известны шалаши. В ботайской культуре многоугольные, округлые или близкие в плане к квадрату полуземлянки имели общие стены, переходы; деревянную основу стен обмазывали глиной с костями животных, коническое шатровое деревянное перекрытие замазывали глиной и покрывали дёрном. Единичные могилы на поселениях; в одном из жилищ поселения Богай исследована подпольная камера с многократными захоронениями, окружённая 2-ярусной выкладкой из черепов лошадей.

В основе хозяйства - рыболовство и охота, в том числе на морских животных Баренцева и Карского морей и диких лошадей в степных долинах Ишима и Тобола. Гипотеза о доместикации лошади населением ботайской культуры не имеет надёжных доказательств. В гребенчатого геометризма культурах изготавливались простейшие медные изделия (ножи, шилья, кольца).

Формирование гребенчатого геометризма культур связано с процессом взаимодействия поздненеолитических культур Зауралья и трансформацией двух орнаментальных традиций: местной гребенчатой и линейно-накольчатой, связанной с южными степными регионами. В позднем бронзовом веке гребенчатого геометризма культуры явились важным компонентом в сложении общности андроновской культуры (алакульская, фёдоровская культуры) и базовым - для культур горнолесного Урала (коптяковская культура, черкаскульская культура и др.).

Лит.: Зайберт В. Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. Петропавловск, 1993; Калиева С. С., Логвин В. Н. Скотоводы Тургая в III тысячелетия до нашей эры Кустанай, 1997; Чаиркина Н. М. Зауральско-североказахстанская область эпохи энеолита // Уральский исторический вестник. 1997. Вып. 4; Шорин А. Ф. Энеолитические культуры Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 1999.

С. В. Кузьминых. 

Связанные статьи