Гречанинов Александр Тихонович

Гречанинов Александр Тихонович ГРЕЧАНИНОВ Александр Тихонович [13(25).10.1864, Москва - 4.1.1956, Нью-Йорк], российский композитор. Из купеческой семьи. В 1881-90 годах учился в Московской консерватории, в 1893 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова. С 1896 - в Москве, профессор по классу композиции Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. С конца 1890-х годов работал в области духовной музыки, наряду с А. Д. Кастальским главный представитель так называемой московской школы, ориентировавшейся на возрождение древних церковно-певческих традиций (программной стала статья Гречанинова «Несколько слов о "духе" церковных песнопений», 1900). При этом он был первым композитором, который ввёл в русскую духовную музыку музыкальные инструменты. Среди лучших сочинений дореволюционного периода: «Страстная седмица» (для смешанного хора а капелла; исполнена в 1912 в Москве), кантата «Хвалите Бога» (на тексты псалмов, для тенора, хора, струнного оркестра, органа и арфы; исполнена в 1915 в Москве; 2-я редакция на французском языке, 1932, Брюссель), «Демественная литургия» (для тенора и баса, смешанного хора, органа, арфы и оркестра; исполнена в 1918 в Москве под управлением С. А. Кусевицкого). Предложение Гречанинова ввести орган в православное богослужение было отклонено Поместным собором РПЦ в 1917-18.

Реклама

Гречанинов написал музыку к ряду спектаклей МХТ, в том числе к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). В опере «Добрыня Никитич» (1903, Большой театр, Москва; в заглавной роли - Ф. И. Шаляпин) выступил как последователь Н. А. Римского-Корсакова. В опере-мистерии «Сестра Беатриса» (по М. Метерлинку, 1912, Москва) нашло отражение его увлечение Р. Вагнером. В творчестве последующих лет сказалось влияние французской музыки того времени. 2-й и 3-й струнные квартеты отмечены Глинкинской премией (1914, 1916). С 1910 выступал в концертах, аккомпанировал певцам - исполнителям его собственных романсов.

С 1903 года заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета, сделал множество обработок народных песен. В 1904 участвовал в организации Народной консерватории в Москве. С 1906 выступал в периодической печати как музыкальный критик. Один из учредителей общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1909).

После Октябрьской революции 1917 Гречанинов продолжал активно гастролировать как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами (в том числе в колонии для беспризорных), выступал с лекциями-концертами перед рабочей аудиторией. Преподавал в музыкальных  школах сестёр Гнесиных и Т. Л. Беркман, создал детские оперы (с фортепианным сопровождением), много песен, фортепианных пьес. В 1917 написал «Гимн свободной России» (на слова К. Д. Бальмонта). Один из первых сотрудников Музыкального отдела Наркомпроса (с 1918), член правления Московского профессионального союза композиторов (с 1918).

Уехав в 1925 за рубеж на гастроли, Гречанинов в Россию не вернулся, поселился в Париже. В 1929 совершил концертное турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С 1939 жил в Нью-Йорке (гражданин США с 1946). В 1943 написал кантату-поэму «К победе», посвящённую Красной Армии, в 1945 - «Элегическую поэму» для фортепиано, посвящённую «памяти героев, жизнь свою положивших в борьбе за свободу».

Гречанинов - автор многих произведений разных жанров; в 1940-50-е годы за рубежом был впервые исполнен ряд его крупных сочинений: симфонии - 3-я (сочинение 1923; исполнена под управлением П. Черкасского, Бостон, 1948), 4-я (сочинение 1924; исполнена под управлением Дж. Барбиролли, Нью-Йорк), 5-я (сочинение 1936; исполнена под управлением Л. Стоковского, Филадельфия; обе в 1942), опера «Женитьба» (сочинение 1946, на текст Н. В. Гоголя, 1950, Париж). В 1944 в Бостоне под управлением С. А. Кусевицкого впервые исполнена «Экуменическая месса» (для солистов, хора, органа и оркестра), в которой Гречанинов пытался объединить особенности католической и православной музыки. В России интерес к музыке Гречанинова возобновился во 2-й половине 1980-х годов.

Соч.: Моя музыкальная жизнь. Париж, 1934; Воспоминания о С. И. Танееве // Памяти С. И. Танеева. 1856-1946... М.; Л., 1947; Письма [1943-45 годы] // Советская музыка. 1957. №8; Переписка А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Альманах Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. 1999. Вып. 1; «Общение со старыми друзьями - это одна из немногих радостей моей жизни...». Из переписки А. Т. Гречанинова и Д. Р. Рогаль-Левицкого // Там же. 2003. Вып. 2.

Лит.: А. Т. Гречанинов. Ното-библиографический справочник / Сост. Ю. Александров. М., 1978; Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. М., 1997. Т. 10А; она же. Русская духовная музыка в XX в. // Русская музыка и XX в. М., 1997; Паисов Ю. И. А. Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.

М. В. Есипова.