Григорьев Аполлон Александрович

Григорьев Аполлон АлександровичГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович [16(28)7.1822, Москва - 25.9(7.10).1864, Санкт-Петербург], русский литературный и театральный критик, поэт, прозаик, переводчик. Сын чиновника и дочери крепостного кучера. Окончил юридический факультет Московского университета (1842), учился вместе с А. А. Фетом и Я. П. Полонским. Заведовал библиотекой университета (конец 1842-43), в 1843 дебютировал как поэт (стихотворение «Доброй ночи!» - журнал «Москвитянин», № 7). В 1844 году уехал в Санкт-Петербург, где начал деятельность критика (театральные рецензии, публицистика), прозаика (трилогия повестей «Человек будущего», «Моё знакомство с Виталиным», «Офелия. Одно из воспоминаний Виталина», 1845-46), переводчика («Антигона» Софокла, «Школа мужей» Мольера, обе 1846). В 1846 году выпустил единственный прижизненный сборник - «Стихотворения». В начале 1847 возвратился в Москву. Сотрудничал с журналом «Москвитянин» (с конца 1850, стал одним из идеологов его «молодой редакции»), славянофильский журнал «Русская беседа» (с 1856) и др. В 1857-1858 жил в Италии и Франции (в качестве домашнего учителя в семье князей Трубецких). С октября 1858 года в Санкт-Петербурге, сотрудничал с журналом «Русское слово» (с 1859), журналами братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (с 1861) и «Эпоха» (с 1864).

Реклама

Близкий по мировоззрению к почвенничеству, Григорьев в своей «органической критике» развивал романтические (восходящие, в частности, к философии Ф. В. Шеллинга) идеи о произведении искусства как «живом» целостном организме. Выступал против критики «чисто эстетической», подчёркивая духовно-этический смысл художественного произведения как выражения народного идеала и усматривая в искусстве «предопределяющие жизнь силы» («О правде и искренности в искусстве», 1856). Образцы истинного художественного творчества находил в народной песне, произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Художественная критика, по мнению Григорьева, должна отказаться от рационалистических аналитических методов и уподобиться искусству, стать «столь же органическою, как само искусство» («Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства», 1858).

Лирика Григорьева развивает традиции «страстного» романтичного стиля; диапазон переживаний простирается в ней от отчаяния до религиозной экзальтации: циклы «Дневник любви и молитвы» (конец 1840-х - начало 1850-х годов), «Борьба» [1857; стихотворения «О, говори хоть ты со мной...» и «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев...») были положены на музыку, вероятно при участии самого Григорьева, и стали популярными романсами] и др. Автобиографически окрашенная тема любовной страсти, главной для поэзии Григорьева, - в центре поэм «Venezia la bella» (1858), «Вверх по Волге» (1862), в которых преобладает откровенно исповедальный тон. Среди других сочинений: драмы, мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862-64), переводы оперных либретто.

Соч.: Литературная критика. М., 1967; Эстетика и критика / Вступ. ст., сост. и прим. А. И. Журавлевой. М., 1980; Сочинения: В 2 т. М., 1990; Письма. М., 1999; Стихотворения. Поэмы. Драмы / Вступ. ст., сост., подгот. текста и прим. Б. Ф. Егорова. СПб., 2001.

Лит.: Носов С. Н. А. Григорьев: Судьба и творчество. М., 1990; Егоров Б. Ф. А. Григорьев. М., 2000; Виттакер Р. Последний русский романтик: А. Григорьев. СПб., 2000.

М. А. Раевская.