Гринауэй Питер
ГРИНАУЭЙ, Гринуэй (Greenaway) Питер (родился 5.4.1942, Ньюпорт, Уэльс), английский кинорежиссёр. Учился в Колледже искусств Уолтемстоу. Работал в Британском киноинституте. С 1966 года снимал экспериментальные короткометражные и документальные фильмы (работая монтажёром документальных фильмов в Центральном информационном агентстве в течение 11 лет). Первый полнометражный фильм («Контракт рисовальщика», 1982) принёс Гринауэю международную известность. В нём отчётливо проявились две основных особенности поэтики Гринауэя: исключительная роль живописного решения, как всего фильма, так и каждого кадра, а также отсутствие привычного сюжетно-психологического развития. Кинематограф Гринауэя - изысканные живописные вариации на одну тему, которую образуют два, по словам режиссёра, «глобальных вопроса: секс и смерть». При этом каждый фильм отсылает к той или иной литературно-художественной традиции - комедии эпохи Реставрации и английскому портрету 17 века («Контракт рисовальщика»), голландской живописи и естественнонаучному пафосу первых зооклассификаций («Зед и два нуля», 1986), классицистической архитектуре («Живот архитектора», 1987), балетно-мимическим вариациям на сюжет «Бури» У. Шекспира («Книги Просперо», 1991) или японской каллиграфии для утверждения постструктуралистского положения, признающего текст - телом, а тело - не более чем текстом («Интимный дневник», 1996). Наряду с этим фильмы Гринауэя острозлободневны. За соединением социального мотива, эротики и духа ритуального жертвоприношения, свойственного «театру жестокости» А. Арто, в фильме «Повар, Вор, его Жена и её Любовник» (1989) читается антитэтчеровская направленность, связанная с критикой либерального монетаризма. «Дитя из Макона» (1993) выглядит как пышная барочная «кровавая трагедия» и вместе с тем воспринимается как критика католической обрядовости и отзвук судебных процессов, открывших английскому обществу ужасные факты детомучительства. Расправа женщин над мужчинами в «Отсчёте утопленников» (1988) отражает проблемы феминизма. В своих работах Гринауэй соединяет театральное нагнетание шоковых проявлений жестокости и эроса с холодной отстранённостью интеллектуальной игры. Первое роднит его с традициями авангардизма, второе сближает с постмодернистской идеей относительности всех истин. Ощущение абсурдности видимого мира лежит в основе холодного юмора Гринауэя, рождённого осознанием несообразности различного рода классификаций, комической безнадёжности попыток рационально воспринимать действительность. В 2003-04 Гринауэй поставил кинотрилогию «Чемоданы Тульса Люпера». Автор живописных работ и инсталляций. Премия Международного кинофестиваля в Канне «За художественный вклад» (1988).
Реклама
Соч.: Золото. М., 2006.
Лит.: Steinmetz L., Greenaway Р. The world of Р. Greenaway. Boston, 1995; Дорошевич А. Н. Труп под пикантным соусом, или Театр жестокости П. Гринуэя // Киносенсации: фильмы, люди, события. М., 1996; Elliott В., Purdy А. Р. Greenaway: architecture and allegory. L., 1997; Р. Greenaway’s postmodern/poststructuralist cinema. Lanham, 2001; Keesey D. The films of Р. Greenaway. Jefferson, 2006.
А. Н. Дорошевич.