Гризайль
ГРИЗАЙЛЬ (французский grisaille, от gris - серый), разновидность монохромной живописи, имитирующая скульптурный рельеф и архитектурные детали. Техника гризайля зародилась в античности (скиаграфия - «живопись теней», с конца 5 века до нашей эры), развивалась в искусстве Нового времени - от Возрождения до неоклассицизма 20 века. Гризайль широко применялся в архитектуре для декоративных росписей, панно и плафонов - росписи парадного зала библиотеки петербургской Академии Художеств, выполненные Е. Е. Лансере (1915), а также в станковой живописи - «Барельеф Бушардона "Осень" с фонтана на улице Гренель в Париже» Ж. Б. С. Шардена (1770, ГМИИ, Москва).
Иногда термин «гризайль» употребляется для обозначения монохромной живописи в целом. В отличие от собственно гризайля, в монохромной живописи выполнялись также подмалёвки, эскизы и картоны, иногда законченные произведения: фигуры Адама, Евы и др. на внешних створках «Гентского алтаря» Я. ван Эйка (около 1430-32 или 1423-32, собор Святого Бавона, Гент); портрет Ф. А. Васильева работы И. Н. Крамского (1871 ,ГТГ); «Чёрный крест» К. С. Малевича (конец 1920-х годов, ГРМ); «Герника» П. Пикассо (1937, Касон-дель-Буэн-Ретиро, Мадрид). Монохромная живопись используется также в учебных целях, как упражнение на передачу светотени, предполагающее выполнение задач рисунка в технике живописи.
А. М. Муратов.