Гротеск

ГРОТЕСК (итальянский - grottesco от grotta - грот, пещера), эстетический термин, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически заострённые формы в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.). Гротеск, по существу, описывался уже Витрувием, а также Горацием («О поэтическом искусстве», статьи 1-5: к женской голове приставлена шея лошади, туловище составлено из частей тел разных животных и всё завершено рыбьим хвостом). Термин «гротеск» возник в Италии в конце 15 века (смотри Гротески), причём исконный смысл слова быстро забылся (он связан с символическим пониманием пещеры как входа в подземный мир); о нём отчасти ещё сохраняли память архитектор П. Лигорио, а также учёный-гуманист Д. Барбаро, который в комментариях к Витрувию (1556) определил гротеск как «сновидения живописи». Гротеск понимался как нечто неупорядоченно-фантастическое, как беспричинная игра форм (наподобие терминов «барокко», «барочный» в 18 веке) и в качестве такового подвергался критике. В эстетике эпохи романтизма гротеск, с одной стороны, отождествлялся с различными орнаментальными, «беспредметными» формами (смотри Арабеска), в которых угадывался более глубокий смысл художественного символа, с другой стороны, использовался в практике искусства для выражения острокритического, а иногда и нигилистического отношения к действительности.

Реклама

А. В. Михайлов.

Гротеск в литературе, появившись ещё в эпоху античности (комедии Аристофана, Плавта, сочинения Лукиана), получил развитие в 15-18 веках в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, итальянской комедии дель арте, позднее - в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск широко применялся в литературе 20 века (Ф. Кафка, Б. Брехт, М. де Гельдерод, В. В. Маяковский, Э. Ионеско, С. Беккет, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков и др.). В изобразительном искусстве гротеск распространился в эпоху Средневековья (скульптурный декор готических соборов, рисунки на полях рукописей), позднее проявляется также в произведениях И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Ж. Энсора, М. 3. Шагала и многих др.; у различных представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 века. В музыке гротесковая образность претворена в некоторых произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Kayser W. Das Groteske in Malerei und Dichtung. 2. Aufl. Hamb., 1961; Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965; Манн Ю. В. О гротеске в литературе. М., 1966; Harpliam G. G. On the grotesque. Princeton, 1982; Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.