Гротески

ГротескиГРОТЕСКИ, гроттески (итальянский - grotteschi, от grotta - грот, пещера), вид орнамента, связывающий в единую, преимущественно симметричную, вертикальную композицию различные декоративные мотивы (флоральные, зооморфные и антропоморфные, маски, гирлянды, вазы, канделябры, архитектурные элементы и др.). Термин возник в конце 15 века, когда при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 век), а также других дворцов, вилл и гробниц Рима и Неаполя были найдены лепные орнаменты, заполнявшие поверхности стен между фигуративными сценами. Названные гротесками, эти орнаменты привлекли к себе внимание художников и получили широкое распространение в искусстве итальянского Возрождения: ими украшали архитектурные элементы (пилястры, откосы окон и порталов) и ювелирные произведения, использовали во фресковой живописи (Д. Гирландайо, П. Перуджино, Л. Синьорелли, Б. Пинтуриккьо). У Рафаэля гротески оформились в законченную декоративную систему (Лоджии Рафаэля, 1517-19, стуфетта и лоджетта кардинала Бибиена, 1516; все - в Ватикане). Во 2-й половине 16 века гротески распространились в Северной Европе, во многом благодаря сборникам рисунков (Жак I Андруэ Дюсерсо и др.). Созвучные своим свободным и причудливым характером искусству маньеризма, гротески превратились в нём в самостоятельный жанр (особенно в гравюре - Д. Хопфер, П. Флётнер, К. Бос). Раскопки городов Помпеи и Геркуланум в середине 18 века вызвали новую волну интереса к гротескам. Их широко использовали в конце 18 - начале 19 века в декоре интерьеров Р. Адам, Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен и др.; гротески стали важной составляющей помпеянского стиля.

Лит.: Piel F. Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. В., 1962; Dacos N. La découverte de la Domus aurea et la formation des grotesques à la Renaissance. L., 1969; Chastel А. La Grotesque. Р., 1988; Morel Р. Les grotesques: les figures de l’imaginaire dans la peinture italienne de la fin de la Renaissance. Р., 1997.