Гроций Гуго де Гроот

Гроций (Grotius) Гуго де ГроотГРОЦИЙ (Grotius) Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт - 28.8.1645, Росток, Германия), голландский учёный, правовед, государственный деятель, поэт, драматург, филолог. Родился в семье бургомистра города Делфт. В 15 лет получил степень доктора права в университете Орлеана. Занимался адвокатской практикой. В 1607 году назначен обер-прокурором при Верховном суде Голландии и Новой Зеландии. В связи с участием в религиозно-политической борьбе (смотри в статье Арминианство) в 1619 был осуждён и приговорён к пожизненному заключению. В 1621 бежал в Париж, где пробыл до 1631. С 1634 по 1644 на дипломатической службе: посланник Швеции при дворе французского короля. Автор многочисленных произведений по вопросам юриспруденции, истории, филологии и др.

Система теоретических воззрений Гроция сложилась под влиянием идей Аристотеля, Фомы Аквинского, Ж. Бодена, Ф. Суареса, Эразма Роттердамского. Гроций - один из творцов рационалистической доктрины естественного права и создатель новоевропейской современной науки международного права.

Реклама

Согласно Гроцию, право коренится в заложенном природой стремлении индивида к спокойному и направленному разумом общению с ему подобными существами - стремлении, внутренне свойственном каждому человеку. Право есть сумма норм, которые опосредствуют такое взаимодействие (общение) людей. Нормы права: воздержание от незаконного приобретения чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлечённой из неё выгоды, соблюдение данных обещаний (обязательств), возмещение виновным причинённого вреда, заслуженное наказание провинившихся в чём-либо лиц и т. д. Право как таковое есть естественное право. Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом».

Наряду с правом естественным существует ещё и право волеустановленное, включающее две ветви: право человеческое и право Божественное. Право волеустановленное человеческое - это право внутригосударственное и международное, или право народов. Его источник - соглашение между людьми, народами и государствами. Именно согласие придаёт ему общеобязательность. Поэтому если источник естественного права - природа человека, то «матерью внутригосударственного права является само обязательство, принятое по взаимному соглашению», а поскольку последнее получает свою силу от естественного права, то «природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права». Международное право возникает «в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их». Таким образом, человеческое право имеет конвенциональный характер и не может быть не связанным с пользой и интересами тех, кто его устанавливает: «...польза же послужила поводом для возникновения внутригосударственного права, ибо как самое сообщество... так и подчинение возникли и установлены ради какой-нибудь пользы. Оттого-то и те, кто предписывает законы другим, обычно тем самым преследуют какую-нибудь пользу...». Это касается и международного права, нормы которого устанавливаются «в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной совокупности всех таких сообществ». Гражданская власть, которая создаёт законы («позитивное право») и с их помощью принуждает людей соблюдать справедливость, появляется вместе с возникновением самого государства. Государство - «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы» - рождается в результате добровольной интеграции членов общества, объединяющихся на договорной основе. Отношение между государствами, считал Гроций, необходимо строить на принципах права. Эти отношения (правовые по своему характеру) должны существовать и тогда, когда государства находятся в состоянии войны друг с другом. Войны делятся на справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические, правонарушающие). Несправедливые войны подлежат запрету. Необходим специальный орган, который обладал бы полномочиями разрешать споры между государствами. В 1625 вышел монументальный труд Гроция «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

Взгляды Гроция оказали значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской политической и правовой мысли.

Как поэт, драматург и филолог Гроций наследовал традицию христианского гуманизма Эразма Роттердамского и во многом предвосхитил нидерландский классицизм. Литературным творчеством занимался с 1591 года. Писал на латыни. Автор стихов на библейские, социально-политические и семейные темы; трагедий на библейские сюжеты, в которых ощущается сильное влияние Сенеки: «Адам изгнанный» («Adamus exul», 1601, русский перевод 1988), «Христос-страстотерпец» («Christus patiens», 1608) и «Софомпанеас» («Sophompaneas», 1635); комментариев к произведениям античных и раннесредневековых писателей. Литературные сочинения Гроция переводились на русский язык с 1844.

Соч.: О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956; Briefwisseling. ‘sGravenhage, 1928-1996. Dl 1-15.

Лит.: Knight W. S. М. Life and works of Н. Grotius. L., 1925; Eyffinger А. Inventory of the poetry of Н. Grotius. Assen, 1982; Ошис В. В. История нидерландской литературы. М., 1983; The world of Н. Grotius. Amst., 1984; Шичалин Ю. А. Гроций - муж от рождения // Вондел Й. ван ден. Трагедии. М., 1988; Juristen. Ein biographisches Lexikon von der Antike bis zum 20. Jahrhundert. Мünch., 1995; Corsano А. U. Grozio. Galatina, 1999; Meulen J. ter, Diermanse Р. J. J. Bibliographie des écrits imprimés de Н. Grotius. Zutphen, 1995.

Н. Б. Калашникова, Л. С. Мамут.