Грунт (в живописи)

ГРУНТ в живописи, тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста, дерева, картона, бумаги, металла и других материалов с целью придать им как основе нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего изолирующего клеевого слоя и верхних грунтовых слоев, иногда - второй проклейки и цветовой тонировки грунта - имприматуры; однако может ограничиваться одним клеевым или масляным слоем. Грунт впитывает часть связующего вещества, содержащегося в краске, способствуя прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой, служа амортизатором при температурных деформациях основы и предохраняя её от окисления; иногда покрывает обе стороны основы. Грунт по составу бывает клеевым, масляным, полумасляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету - белым или цветным; белый грунт может тонироваться имприматурой. Цвет, фактура, изолирующие и впитывающие качества грунта влияют на сохранность, колорит и характер живописной поверхности. Так, белый грунт применялся в иконописи (левкас) и живописи Северного Возрождения; в 16-18 веках был распространён цветной - тёмно-красный болюсный грунт (испанская школа) или белый грунт, покрытый имприматурой различных оттенков (голландская, фламандская, французская школы, венецианская школа). В 19 веке по мере развития пленэрной живописи всё чаще использовался белый грунт. В начале 20 века промышленно изготовлялся холст, покрытый белым масляным грунтом, придающим живописи глянцевитую поверхность, но не обеспечивающий должного сцепления основы с красочным слоем; некоторые художники русского авангарда предпочитали тянущий казеиновый грунт, прочно держащий живопись и придающий краскам матовую поверхность. В монументальной живописи грунтом обычно служит глиняная штукатурка с различными наполнителями (мел, гипс, толчёный кирпич и т.п.) на известковом растворе.

Реклама

Грунтом называется также в технике гравюры слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы, а частично и в процессе травления.

Лит.: Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / Под редакцией Ю. И. Гренберга. М., 1987; Виннер А. В. Материалы масляной живописи. М., 2000.

А. М. Муратов.