Гуахибо
ГУАХИБО (уахибо, увайва, вайва), группа индейских народов на северо-востоке Колумбии (левобережье Ориноко, между реками Араука и Гуавьяре) и в пограничных районах Венесуэлы. Включает собственно гуахибо [сикуани; самоназвание - hiwi (люди)], куиба [куива, чирикоа; самоназвания - моне (люди), вамоне (наши люди)], гуаяберо (кунимиа) и макагуа (макагуане, хитну). Оседлые группы называют кочевых гуахибо матасинипи-хиви (‘люди саванны’), сикуани (‘дикари’). Численность в Колумбии 30 тысяч человек (2006, оценка), в Венесуэле 9 тысяч человек. Говорят на языках семьи гуахибо. Письменность на основе латинской графики. Свыше половины гуахибо говорят также на испанском языке. 70% гуахибо - католики и протестанты, остальные придерживаются традиционных верований.
Контакты с испанцами с 1538 (экспедиция Н. Федермана). В 16 – начале 19 веков, по мере вымирания соседних оседло-земледельческих народов (салива, араваков-ачагуа и др.), ведшие подвижный образ жизни гуахибо распространились почти по всей территории льянос. Традиционная культура типична для полуоседлых индейцев южноамериканских саванн. Традиционные занятия - бродячая охота (с луком и стрелометательной трубкой), рыболовство, собирательство; возможно, были знакомы с земледелием. В 18 веке после ассимиляции остатков аравакских групп гуахибо, освоив зону галерейных лесов вдоль рек, перешли к подсечно-огневому земледелию (в основном горький и сладкий маниок, батат, ямс). Проникновение с середины 19 века на их территорию скотоводов-креолов приводило к столкновениям до 1960-х годов. С 1950-х годов часть гуахибо переселяется в Венесуэлу. С 1980-х годов для гуахибо созданы резервации (некоторые - совместно с салива и ачагуа), среди них действуют протестантские миссионеры. Государство содействует обучению гуахибо навыкам скотоводства, призванного заменить охоту. Сохраняются ремёсла: резьба по дереву, изготовление лодок-долблёнок и плотов, плетение (корзины, сита для просеивания маниоковой муки) - среди мужчин (ныне плетением корзин на продажу стали заниматься женщины); изготовление тапы, керамических сосудов (техникой кольцевого налепа) с лепными антропоморфными изображениями и жаровен для прожаривания маниоковой муки - среди женщин. Традиционное жилище - навес или хижина с куполообразной или двускатной спускающейся до земли крышей из травы и листьев. Родовая организация отсутствует. Брак патрилокальный, практикуются полигиния, добрачная свобода общения полов, билатеральные кросскузенные браки. В прошлом было заметное число мужчин-травести, выполняющих женские социальные функции. Большие семьи объединяются в экзогамные общины во главе со старейшиной и шаманом. Атрибут шамана - погремушка-марака из тыквы-горлянки, украшенная перьями птицы паухиль (Mitu tomentosus). К шаманам гуахибо нередко обращаются и креолы. Сохраняются ритуалы, связанные с употреблением галлюциногенного порошка йопо из бобов дерева анаденантера иноземная (Anadenanthera peregrine), инициации девушек, вторичные захоронения в керамических сосудах. Музыкальные инструменты - флейта из длинных костей оленя, тростниковая многоствольная флейта. Среди мифологических сюжетов - о вознесении на небо мужчины-Солнца и женщины-Луны; о дереве, на котором зрели все культурные растения; о появлении людей из-под земли; цикл о Кувеи (персонаж, общий с араваками), или Фурнаминали (создание женщины из дерева, её похищение стервятниками и возвращение; победа над её отцом Змеем и его превращение в Млечный Путь).
Реклама
Лит.: Morey R. V., Metzger D. J. The Guahibo: people of savanna. W., 1974; Schindler Н. Informaciones sobre la religiôn guayabera (Oriente de Colombia) // Indiana. 1977. № 4; Folk literature of the Cuiva Indians. Los Ang., 1991; Folk literature of the Sikuani Indians. Los Ang., 1992; Sosa М. El valor de la persona en la economia guahiba. 2 ed. Bogotâ, 2000; Ориноко: мир индейцев Амазонии. СПб., 2005.
Ю. Е. Берёзкин.