Гуахиро (народ)

ГУАХИРО (самоназвание - wayuu), аравакский народ на полуострове Гуахира и в окрестностях озера Маракайбо на северо-западе Венесуэлы (штат Сулия, запад штатов Мерида и Трухильо) и северо-востоке Колумбии (департамент Гуахира). Численность в Венесуэле 208 тысяч человек, в Колумбии 160 тысяч человек (2006, оценка). Язык - гуахиро, распространён также испанский язык. Особую подгруппу гуахиро составляют параухано (анью) в районе озера Синамайка в Венесуэле, смешанные с неграми и европейцами (4,6 тысяч человек), ныне говорящие на испанском языке. Придерживаются в основном традиционных культов, около 30% - христиане (католики и протестанты), 20% - бахаиты.

Гуахиро По языку близки к аравакам побережья Гвианы (прикарибской ветви). Их вероятные предки - носители традиции Орноиде - переселились на полуостров Гуахира с Ориноко в 3-й четверти 1-го тысячелетия нашей эры. Они выращивали горький маниок, адаптируясь к местным условиям, восприняли традиции более раннего населения (охота, рыболовство, морское собирательство, выращивание маниока). Позднее на полуостров с востока проникли создатели традиции Ранчоиде (вероятно, карибы), выращивавшие кукурузу и ассимилированные незадолго до появления европейцев. После прихода испанцев (16 век) гуахиро перешли к полукочевому скотоводству, что уникально для индейцев Южной Америки (в основном крупный и мелкий рогатый скот, также лошади, ослы); скот служит главным мерилом богатства. Занимаются также рыболовством (у параухано - основной промысел), собирательством, добычей жемчуга и морской соли (в 2005 получили эксклюзивные права на её разработку на Гуахире), при достаточном количестве воды - ручным земледелием (кукуруза, бобы, маниок), считающимся малопрестижным занятием. Развиты узорное ткачество (в том числе на продажу), плетение гамаков, гончарство. Сохраняли фактическую политическую независимость. Существовала 4-уровневая иерархия: вожди, экономически независимые общинники, зависимые общинники, рабы-военнопленные и их дети. С 19 века переселялись на южное побережье озера Маракайбо для работы на плантациях сахарного тростника. С 1930-х годов работают по найму в сельском хозяйстве, на нефтедобыче, поселяются в городах (преимущественно в Маракайбо), где образуют замкнутые общины.

Реклама

Гуахиро Традиционное жилище прямоугольное или овальное с плетёными обмазанными глиной стенами, во время перекочёвок используют навесы и заслоны. Поселения часто обнесены изгородью из кактусов. Мужчины носят набедренную повязку, плащ, широкий пояс, за которым держат лук; волосы перехвачены плетёным обручем или шерстяной повязкой, украшенной перьями. Женская одежда - туникообразная рубаха, после инициации - вышитая. Девочки перевязывают крест накрест длинные нитки бус из коралла, раковин, стекла (пуна); новые пуна присоединялись с возрастом и в зависимости от достатка родителей. Делятся на матрилинейные тотемные кланы (апуши), ранее владевшие территориями и иногда воевавшие друг с другом. Кланы объединяли по 5-8 больших линиджей во главе с наследственными вождями (пучипу); каждый делился на несколько малых (10-30 семей), составляющих ядро поселения. Брачное поселение матрилокальное. Женщины пользуются авторитетом, могут владеть скотом. Существуют авункулат, полигиния, инициации девушек. Главный мифологический персонаж - культурный герой Малейва, среди сюжетов - о мести героев-близнецов ягуарам за убийство матери, о путешествии героя в мир мёртвых за умершей женой, в нижний мир к Хозяйке оленей и др. Ритуальные танцы (чича-майя, йонна) исполняются под аккомпанемент барабанов. Практикуются мужской (утши) и женский (утсу) шаманизм, вторичные погребения. В Урибии (штат Сулия) празднуются ежегодные фестивали культуры гуахиро. Активно участвуют в индейском политическом движении. Действуют этнополитические организации (Индейская организация венесуэльский Гуахиры, Национальное движение параухано и др.).

Лит.: Hernändez de Alba G. Etnologia guajira. 2 ed. Bogota, 1936; Watson-Franke М.-В. The urbanization and liberation of women: а study of urban impact on Guajiro women in Venezuela. East Lansing, 1986; Folk literature of the Guajiro Indians. Los Ang., 1986. Vol. 1-2.

Ю. Е. Берёзкин.