Гуджаратцы
ГУДЖАРАТЦЫ (самоназвание - гуджарати), индоарийский народ в Индии, основное население штата Гуджарат. Живут также в штатах Раджастхан, Махараштра, Мадхья-Прадеш и др. Численность 44 миллиона человек (2001, перепись). Около 1,5 миллиона человек живут в других странах, в том числе в Пакистане - свыше 400 тысяч человек, Великобритании - 200 тысяч человек, США - 50 тысяч человек, Канаде - 46 тысяч человек, Танзании - 40 тысяч человек, Уганде - 20 тысяч человек, ЮАР, Кении, Малайзии, арабских странах, Центральной и Южной Америке и др. Говорят на гуджарати, распространены также языки хинди, урду, синдхи, маратхи, английский. 89% гуджаратцев - индуисты (касты нагар брахманов, махаджан-банья, патидар, или патель, махьяванши, канби, коли, лохана и др.), 8,5% - мусульмане (группы бохра и ходжа - исмаилиты, мемон, малик, момна, молесалам, рангрез, чиппа и др. - сунниты), 1,9% - джайны, парсы и др.
Гуджаратец, г. Ахмадабад. 2006.
Гуджарат входил в ареал индской цивилизации (город Лотхал в долине реки Сабармати 24-20 века до нашей эры). Формирование гуджаратцев происходило на основе местного дравидо- и мундаязычного населения и последовательных волн переселенцев - ариев, саков, кушан (кушанское влияние прослеживается в том числе в гуджаратском искусстве), эфталитов (в том числе гуджаров), с 7 века - арабов, с 13-14 века - тюрок, персов, пуштунов. Развивалась морская торговля со странами Индийского океана, включая Малайский архипелаг, Ближний Восток и Африку. В 17 веке высокого развития достигло кораблестроение. В связи с ростом городов, сложением торгово-ростовщических и предпринимательских групп деревенская кастовая община разрушилась к 14 веку. Ослабление кастового строя способствует этнической консолидации гуджаратцев. На гуджаратскую культуру влияют традиции «зарегистрированных племён» (адиваси) Гуджарата - бхилов, рабари, вагхри и др. Современные гуджаратцы отличаются высокой долей городского населения (30%) и уровнем грамотности (70%). Основное традиционное занятие - пашенное земледелие (просо, на севере - пшеница, на орошаемых землях - рис, также бахчевые, плодовые, кунжут, индиго и др.), традиционно развиты хлопководство и изготовление хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком или в узелковой технике. Шёлкоткачество связано с джайнскими традициями (сари города Патан в технике двойного иката), производство парчи (кинкаб), атласа, бархата, тафты, ковров, золотой нити (зари) развивалось с эпохи Гуджаратского султаната в Ахмадабаде, Сурате, Камбее и др. Вышивка с применением кусочков зеркала и станиоля (шисадар) связана с традициями племени рабари. От 6 века сохранились пещерные храмы Саураштры (Кхамбхалия, Таладжа, Санья, Дханк и др.), буддийские ступы (в Бории и Canape). Расцвет гуджаратской архитектуры приходится на 10-13 века: храм Солнца в Модхере, джайнские комплексы в Таранге (12 век), Джунагадхе (Гирнар - 12-13 века, Шатрунджая - 11-14 века). К 15-16 векам относятся памятники мусульманской архитектуры Ахмадабада. Смотри также Гуджаратская миниатюра.
Реклама
Традиционные поселения насчитывают до 1000 человек. Сельское жилище глинобитное с расписанными по штукатурке стенами. Городской дом (хавели) - двухэтажный, с мастерскими в нижнем этаже, внутренним двором и верандами, богато украшен резьбой. Мужчины в городах носят шерстяные шервани с шальварами или дхоти, шаль, тюрбан или овальную шапочку-топи (чёрную шерстяную или белую хлопчатобумажную). Характерен мужской костюм Кача и Саураштры: очень широкие наверху, узкие ниже колен со сборками на голени штаны, рубаха, присборенная на кокетке, с узкими, очень длинными рукавами, тюрбан, туфли из верблюжьей кожи без задников, с загнутыми носами. Женщины невысоких каст и племён носят широкие юбки с вышивкой шисадар, вышитые кофты, покрывала, наборные пояса и другие серебряные украшения; лицо, руки и ноги татуируются. Сари надевают, перекидывая свободный конец через плечо со спины на голову и грудь, у низших каст сзади оставляют мешок, спускающийся почти до земли. Традиционная пища - печёные и жаренные в масле лепёшки (ротли, чапати, бхакри, кхкхра), блюда из бобовых (пакора, дал, дхокла), овощные блюда (сабзи, ундхия), плов (пулао, бириани), рисовая каша на молоке с орехами и пряностями, сладости (кадхи, гхари). С культом Кришны связаны музыкально-драматические и танцевальные представления сангита, исполняемые в канонах санскритской драмы Гитаговинда (смотри также Гуджаратская литература); с культом Шивы - уличный театр (бхаваи), восходящий к 14 веку, представляемый бродячими артистами касты трагала в сопровождении флейты бхунгал, различных идиофонов и мембранофонов (пакхвайя, жанжа), струнного смычкового саранги; с характерным для шиваитов культом богинь-матерей - женский круговой танец гарабо с сосудами, внутрь которых помещены светильники. В среде гуджаратцев кшатрийских каст развит культ предков в форме почитания памятных камней в честь погибших героев и их вдов, совершивших самосожжение (сати), и связанное с ним творчество странствующих сказителей и генеалогов (бхат, чаран), исполняющих воинские героические песни речитативом в сопровождении 1-2-струнного смычкового инструмента.
Лит.: Мумоу И. У. Индийская деревня (Южный Гуджерат). М., 1952; Вильшанский А. И. Гуджаратцы // Народы Южной Азии. М., 1963; Majmudar М. R. Cultural history of Gujarat. Bombay, 1965.
Е. Н. Успенская.