Гуго Сен-Викторский

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore, Hugues de Saint-Victor) (около 1096, Саксония - 11.2.1141, Париж), богослов и библейский экзегет. Выходец из немецкого графского рода Бланкенбургеров. Около 1115 года вступил в августинскую Конгрегацию святого Виктора (Сен-Викторское аббатство) в Париже, учился в школе при Конгрегации у Гильома из Шампо, где около 1125 начал преподавать, а затем (около 1133) стал руководителем. Благодаря его деятельности и многочисленным трудам сенвикторская школа стала одной из наиболее влиятельных богословских школ Средневековья. Почетное прозвище - Второй Августин. Главные работы: «Дидаскаликон» («Наставительное поучение») [«Didascalicon» («Eruditio didascalica»)], «О таинствах христианской веры» («De sacramentis christianae fidei»), «Разъяснительные примечания к Пятикнижию» («Adnotationes elucidatoriae in Pentateuchon»), «Аллегории на Новый Завет» («Allegoriae in Novum Testamentum») и др.

В 7 книгах «Дидаскаликона» изложена систематическая программа христианского образования, которая включала в себя классификацию философских наук, основанную на концепции Аристотеля в переложении Боэция и выделяющую науки логические (грамматика и искусство рассуждения), теоретические [теология, математика (квадривиум) и физика], практические (этика, экономика и политика) и механические [сукноделие, производство инструментов и оружия, навигация (торговля), агрикультура, охота, медицина, театральное искусство].

Реклама

Из рассматриваемых Гуго Сен-Викторским четырёх способов богопознания два осуществляются посредством разума [заключение о бытии Бога из рассмотрения внешних вещей (creatura) и своего внутреннего мира (ratio)] и два через Откровение: это внутреннее озарение души, стремящейся к Богу (aspiratio), и внешнее учение о Нём, подкрепляемое чудесными знамениями (doctrina). Душа обладает тремя познавательными способностями («очами»): чувственной (oculus camis), предназначенной для восприятия внешнего мира, рациональной (oculus rationis) - для самопознания души и созерцательной (oculus contemplativus) - для постижения Бога и божественных предметов. Этому соответствуют три восходящие ступени познания сущего: простое мышление (cogitatio) о чувственных вещах, связанное с деятельностью воображения и весьма приблизительное; размышление (meditatio), то есть понятийно-рассудочное мышление, исследующее сущности и отношения вещей, а также духовный мир человека, и созерцание (contemplatio) - интеллектуальная интуиция, с помощью которой осуществляется непосредственное видение идеальных объектов.

Соч.: Migne PL. Т. 175-177; Didascalicon de studio legendi. Wash., 1939; Opera propedeutica: Practica geometriae, De grammatica, Epistome Dindimi in philosophiam. [Р.], 1966; Sententiae de divinitate // Studi medievali 3. Ser. 23. 1982. Р. 861-995; Descriptio mappe mundi. Р., 1986; Семь книг назидательного обучения, или Дидаскаликон. О созерцании и его видах // Антология средневековой мысли. М., 2001. Т. 1.

Лит.: Kleinz J. Р. The theory of knowledge of Hugh of Saint Victor. Wash., 1944; Calonghi L. La scienza е la classificazione della scienze in Ugo di San Vittore. Torino, 1956; Baron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint-Victor. Р., 1957; Schlette Н. R. Die Nichtigkeit der Welt: Der philosophische Horisont des Hugo von St. Victor. Мünch., 1961; Schütz С. Deus absconditus, Deus manifestus: Die Lehre Hugos von St. Viktor über die Offenbarung Gottes. Roma, 1967.

А. М. Шишков.