Гурунги

ГУРУНГИ (самоназвания: гурунг, таму - всадники), тибето-бирманский народ в Непале. Живут в районе г. Дхаулагири и верхних притоков реки Гандак. Численность 543,6 тысяч человек (2001, перепись). Свыше 100 тысяч человек проживают в Индии (штаты Сикким, Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш) и в Бутане. Около 50% гурунги говорят на языках гурунг (тамукви) тамангской группы бодской ветви тибето-бирманских языков. Письменность на деванагари, ведутся радиопередачи. Остальные перешли на непали, распространены также английский язык, гхале, неварский и др. Гурунги в основном буддисты (махаяна, в Бутане - друкпа карджупа), испытывают влияние индуизма, часть сохраняет традиционные верования.

Гурунги Предки гурунги, вероятно, переселились в Непал из Тибета в 7-8 веках. Традиционная культура типична для пригималайских районов Азии. Основное традиционное занятие (особенно на севере) - отгонное скотоводство. Занимались трансгималайской торговлей. Позднее основным занятием стало поливное и богарное, в том числе террасное, земледелие. Из ремёсел развита обработка шерсти. Многие гурунги служат в армии и полиции, а также в гуркхских частях армий Непала и Индии (смотри в статье Гуркхи). Сохраняется деление на 2 эндогамные фратрии: чар джат («четыре клана») - из 4 и сора джат («шестнадцать кланов») - из 16 патрилинейных экзогамных кланов; чар джат преимущественно скотоводы, имеют более высокий статус, чем земледельцы сора джат. Самым знатным считается клан Гхале. Обработкой железа и кожи и производством одежды традиционно занимаются представители непалиязычных неприкасаемых каст. Поселения насчитывают до 700 домов, до 1950-х годов управлялись советами старейшин из наиболее влиятельных семей. Традиционное жилище - овальное в плане с 4-скатной крышей из каркаса, обмазанного глиной, позднее - из камня, 2-этажное; в нижнем этаже жилые, в верхнем - хозяйственные помещения. Традиционная женская одежда - распашная кофта, юбка, шерстяная накидка через левое плечо, вокруг талии повязываются шерстяная шаль и пояс длиной до 4 м. Замужние женщины носят браслеты из красного стекла, которые разбивают по смерти мужа. До середины 20 века преобладали расширенные семьи, патрилинейные кланы и линиджи, возглавляемые старейшинами (крох, мукхия). Брак до рождения первого ребёнка матрилокальный, затем - патрилокальный, бытовала полигиния, предпочитались кросскузенные браки. Терминология родства бифуркативная, отмечаются следы обмена сёстрами. Существуют возрастные (ногар) и молодёжные объединения (роди). Фольклор - любовные песни, исполняемые под аккомпанемент барабанов; пастушеские песни и танцы, сопровождаемые игрой на 2-струнном смычковом инструменте, и др. Традиционные обряды отправляются жрецами (поджу и клебре). Распространена тибетская религия бон. Из праздников характерна зимняя поминальная церемония пае лава: под пение мифов жрецы танцуют вокруг изображений умерших, сделанных из бамбукового каркаса, облачённого в их одежды, устраиваются массовые жертвоприношения скота, ритуальный танец-состязание между жрецом и одним из родственников умершего и т. п. Весной исполняется обряд гарда шеба: 2 девушки в состоянии транса танцуют до 12 ч подряд под мужское пение о легендарном короле Тхакури. Известны исторические предания «Пьетанлхутан». В Бесисахаре устраивается фестиваль культуры таму.

Реклама

Лит.: Messerschmidt D. А. The Gurungs of Nepal: Conflict and Change in а Village Society. L., 1976; Pignède В. The Gurungs. 2nd ed. Kathmandu, 1993; Macfarlane А. Resources and Population. А study of the Gurungs of Nepal. 2nd ed. Kathmandu, 2003; Macfarlane А., Gurung I. А guide to the Gurung // http://www. alanmacfarlane.com/ TEXTS/Gurung guide.pdf.

А. А. Ледков.