Гуру

ГУРУ (санскритский guru - весомый, важный, старший, наставник), в индуизме и других религиях Индии - духовный наставник, достигший истины в личном опыте и своим примером вдохновляющий и ведущий других.

В Индии, где духовная традиция существует в форме передачи знания от учителя к ученику (парампара), фигура гуру до сих пор играет ключевую роль. Гуру  - мудрец и учитель, чей опыт востребован, к кому приходят за наставлением, т. е. тот, у кого есть ученики (шишья); отношение гуру и шишья - важнейшая составляющая института гуру (классический образец - отношение Кришны и Арджуны в «Бхагавадгите»). В результате успешного обучения шишья сам становится гуру, т. е. в его личности воспроизводится тип личности учителя. Выше гуру для ученика нет авторитета, и он предполагает не просто уважение и сыновью почтительность, но и эмоциональную привязанность (сравни бхакти), своим накалом и интимностью превосходящую страсть влюблённых, а также полное доверие и готовность поступиться своей волей (в некоторых направлениях ученика призывают отдать гуру всё: ум, тело и собственность). Гуру  живёт в ашраме либо в собственном доме со своими учениками, которые полностью обслуживают его. В брахманизме, где гуру должен быть обязательно брахманом, мужчины, принадлежащие трём высшим сословиям (варны), проходят обязательное обучение в его обители (стадия брахмачарина) и получают от него посвящение (дикша). Человеку, не имеющему своего гуру, в традиционной Индии сочувствовали как сироте, лишённому защиты от жизненных невзгод. В вишнуизме гуру часто считается инкарнацией бога, а в кашмирском шиваизме - передатчиком божественной энергии (шактипат). Современные гуру могут быть мастерами йоги и носителями духовных знаний разных традиций, а могут считаться аватарами известных гуру прошлого. Наиболее известные современные гуру: Кришнамурти, Махариши Махеш Йоги (родился 1917), Сатья Саи Баба (родился 1926), Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), Раджнеш (Ошо) (родился 1931) и др.

В. Г. Лысенко.