Гуслица
ГУСЛИЦА, первоначально (с 14 века) дворцовая волость на юго-востоке Московского, затем Богородского уездов (позднее в 18 - начале 20 века); культурно-историческая область на юго-востоке Подмосковья с преимущественным расселением старообрядцев Белокриницкой иерархии, в пределах современных Ореховского и Егорьевского районов.
Впервые упомянута в духовной грамоте князя Ивана I Даниловича (1328). В 14 веке в Гуслице насчитывалось более 40 деревень с 122 дворами, в 17 веке - 48 деревень с 280 дворами. Наряду с волостью выделяли гуслицкий стан, земли которого раздавались в частное владение. По 1-й ревизии (1719) в Гуслице числилось 44 селения с 25 тысячами жителей. В 18 веке Гуслица принадлежала А. Д. Меншикову, С. В. Лопухину (смотри Лопухины), Никите Никитичу Демидову (1728-1804; смотри Демидовы). В конце 18 века Гуслица получила значительную известность как влиятельный центр старообрядчества. В начале 19 века Гуслица составила юж. 1-й стан Богородского уезда. Селения бывшей Гуслицы оказались разделёнными между 4 волостями: Дороховской, Беззубовской, Запонорской и Ильинской. К середине 19 века число старообрядцев в Гуслице, принявших Белокриницкую иерархию, доходило до 35 тысяч человек.
Реклама
Неплодородие земель в Гуслице обусловило развитие промыслов и торговли. С 17 века основным занятием жителей было выращивание хмеля сорта «гусляк», вывозившегося за рубеж. После 1812 года в восточном Подмосковье действовали текстильные предприятия, владельцами которых преимущественно были старообрядцы. В Гуслице повсеместно обрабатывали пряжу для текстильных фабрик; изготавливали хлопчатобумажные, полушерстяные и шёлковые ткани; деревянные, медные и роговые изделия и т. д. Гуслица являлась одним из центров подготовки старообрядческих священников и головщиков для всей России. Обучение церковнославянскому языку и знаменному пению осуществлялось в Гуслице в первую очередь при монастырях, основанных в конце 17 века, в глухих лесах и торфяниках (закрыты в 1830-50-е годы). В 7 сёлах Запонорской волости, где жили только старообрядцы, был развит иконописный промысел. В конце 18-19 века по всей России и в зарубежных старообрядческих общинах использовались гуслицкие певческие рукописные книги, которые отличались ярким пышным орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко. Гуслицкие рукописи находятся практически во всех крупных рукописных собраниях, во многих частных коллекциях и старообрядческих храмовых библиотеках.
В начале 21 века администрация Орехово-Зуевского и Егорьевского районов, общественность и Русский православный старообрядческий центр прилагают значительные усилия по возрождению Гуслицы как духовного, исторического и предпринимательского центра. Выходит историко-краеведческий альманах «Гуслицы» (с 2004).
Лит.: Ордынский И. И. Раскол и благотворительность в Гуслице. СПб., 1863; Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // Труды Отдела древнерусской литературы. 1977. Т. 32; Агеева Е. А. Книжность старообрядческого Подмосковья // Старообрядчество. История. Культура. Современность. М., 1997; она же. Из истории старообрядческих центров: подмосковные Гуслицы XVII-XX вв.// Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998.
Е. А. Агеева.