Гварди Франческо Лаццаро
ГВАРДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5.10.1712, Венеция - 1.1.1793, там же), итальянский живописец, рисовальщик. Представитель венецианской школы. Сын живописца Доменико Гварди (1678-1716), работавшего при императорском дворе в Вене в конце 17 - начале 18 века. Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699-1760), и до 1760 года работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715-1786). Мастерская выполняла заказы на алтарные образы для церквей в традициях позднего барокко, полотна на исторические и мифологические сюжеты, натюрморты, стилистически близкие европейскому рококо, также копии с картин. Подписных работ Гварди сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата; к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному морскому пейзажу. Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, братьями Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др.; 1749-52), написан быстрыми, резкими мазками, с большим декоративным мастерством; умелое согласование фигур и световоздушной среды придаёт сценам характер волшебной притчи.
Реклама
С 1760 года руководство мастерской переходит к Франческо. С этого времени он обращается к архитектурному пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. В работах 1760-х годов проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Дворец дожей», Национальная галерея, Лондон) и фантастических пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс, и др.). Во 2-й половине 1760-х годов Гварди создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочению в 1763 году (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на остров Лидо и его возвращение, коронация дожа и тому подобное - Лувр, Париж; Галерея Академии, Вена). С живописной тонкостью он строит пространство, плавно чередуя планы, приводя к тональному согласию яркие и звучные краски. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Наряду с видами праздничной Венеции Гварди писал и более камерные пейзажи с излюбленными архитектурными мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять, изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Франкетти, Венеция; Эрмитаже, Санкт-Петербург; Художественной галерее, Глазго, и др.). Особую поэтическую прелесть будничной Венеции передают пейзажи Гварди 1780-90-х годов с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ; «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция, и др.). В 1782 году Гварди была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника русского престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь "графов Северных"», около 1782, Старая пинакотека, Мюнхен, и др.). В 1784 Гварди был избран членом венецианской Академии Художеств. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан; «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция; «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо, и др.), исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Гварди предвестником «пейзажа настроения» 19 века и одним из европейских художников 18 века, наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди. Отец живописца Джакомо Гварди (1764-1835).
Лит.: Никитюк О. Д. Ф. Гварди. М., 1968; L’opera compléta di А. е F. Guardi / А cura di А. Morassi. Venezia, 1975. Vol. 1-3; F. Guardi: vedute, capricci, feste, disegni е quadri turcheschi (Cat.). Venezia, 2002; Федотова Е. Д. Венеция: Живопись века Просвещения. М., 2002.
Е. Д. Федотова.