Гвардини
ГВАРДИНИ, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, Италия - 1.10.1968, Мюнхен), католический религиозный деятель и мыслитель, писатель и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 году принял немецкое гражданство. Изучал теологию в университетах Фрайбурга и Тюбингена, с 1910 года католический священник. В 1923-39 годах профессор университета в Бреславле. В 1920-х годах становится ведущей фигурой так называемого литургического движения [«О духе литургии» («Vom Geist der Liturgie», 1918)], направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургической эстетики. В этот период пользовался влиянием как воспитатель и наставник молодой католический элиты в рамках молодёжного движения «Quickborn» (немецкий - «Родник»). Опыт христианской интерпретации европейского культурного творчества от античной классики до Нового и Новейшего времени дан в работах Гвардини, посвящённых Сократу, Данте, Б. Паскалю («Christliches Bewußtsein. Versuch über Pascal», 1935), И. К. Ф. Гёльдерлину, Ф. М. Достоевскому («Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk», 1933) и Р. М. Рильке. В 1939 году выступил против нацистского антисемитизма, издав во Франции под псевдонимом Л. Вальдор книгу «Христианин перед лицом расизма» («Le Chrétien devant le racisme»), после чего был отстранён гитлеровским режимом от преподавательской и общественной деятельности. С 1945 года профессор истории религии в университете в Тюбингене, с 1948 - в Мюнхене; его проповеди пользовались большим успехом у вернувшегося с войны поколения слушателей. Его важнейший труд послевоенного времени - «Конец Нового времени: опыт ориентации» («Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch für Orientierung», 1950, русский перевод 1990) продолжает дискуссии начала 20 века о кризисе новоевропейского гуманизма: исчезновение характерных для него пиетета перед природой (отношение к ней опосредствуется теперь техникой), культивирования самоценной творческой «индивидуальности», оптимистического доверия к культуре сопровождается формированием в условиях рационального планирования и машинного производства новой «этики массы», которая, однако, не должна приводить к утрате «лица» человека - его неотчуждаемой соотнесённости с Богом.
Реклама
Соч.: Vom Sinn der Kirche. Mainz, 1922; Liturgische Bildung. Burg Rothenfels am Main, 1923; Der Gegensatz. Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925; Wunder und Zeichen. Würzburg, 1959; Werke. Mainz; Paderborn, 1990; Человек и вера. Брюссель, 1994; Господь. Брюссель, 1995; О Церкви. Милан; М., 1995.
Лит.: Babolin А. R. Guardini filosofo dell’alterità. Bologna, 1968-1969. Vol. 1-2; Gerl-Falkovitz Н. В. R. Guardini. Leben und Werk. Mainz, 1985; Kuhn Н. R. Guardini. Philosoph der Sorge. St. Ottilien, 1987; Balthasar Н. U. von. R. Guardini. Reform aus dem Ursprung. Freiburg, 1995; Mercker Н. Bibliographie R. Guardinis. Paderborn, 1978.
С. С. Аверинцев.