Гватемальцы

ГВАТЕМАЛЬЦЫ (самоназвание - guatemaltecos), народ, основное население Гватемалы. Численность 12,0 миллионов человек (2006, оценка). Говорят на испанском языке, индейцы также на майя языках и аравакском языке гарифуна. Большинство гватемальцев - католики, свыше 15% - протестанты (пресвитериане, англикане, пятидесятники), среди индейцев распространены традиционные культы.

Гватемальцы В Гватемале находился древнейший центр зарождения земледелия в Мезоамерике (первые земледельческие поселения культуры Окос на северо-западном побережье). С середины 1-го тысячелетия до нашей эры (по некоторым гипотезам - с рубежа 3-2-го тысячелетий) здесь расселяются народы майя - наиболее вероятные создатели цивилизаций Каминальхую и Абах-Тахалик в горной Гватемале и одновременных им протогородских центров на низменности (Петен), на основе которых расцвела классическая цивилизация майя. В этногенезе гватемальцев участвовали также переселившиеся из Юго-Восточной Мексики (современный штат Веракрус) народы науа, создавшие в 6 веке на тихоокеанском побережье культуру Санта-Лусия - Коцумальхуапа. Науа переселялись в Гватемалу и позднее - в период доминирования ацтеков в Центральной Мексике (14-15 века). В 10-11 веках территория горной Гватемалы была покорена переселенцами с запада - народами, говорящими на восточномайяских языках (предками киче, маме, какчикелей, кекчи, поком, цутухилей, ишилей); столица покомам Текпан-Гуатимала дала название стране. Ныне майя составляют 35,9% гватемальцев, живут в основном в горных районах. Они сохраняют многие элементы культуры индейцев Центральной Америки: подсечно-огневое земледелие с преобладанием кукурузы (её зёрна растирают в каменных зернотёрках, из муки готовят лепёшки-тортильи и напитки), бобовых, тыкв, местных огородных культур; общинное землевладение, родовую организацию (в том числе гражданско-ритуальную иерархию), 1-2-камерное каркасное жилище из адоба, традиционное ткачество (в горных районах каждая община имеет особый орнамент), плетение, гончарство (многие деревни специализируются на определённом ремесле), одежду, обувь, женские головные уборы, фольклор и обрядность (доиспанские земледельческие культы, шествия глав общинной иерархии, театрализованные представления во время праздников в честь святых патронов поселения, ритуалы плодородия, танцы в масках, в том числе на сюжеты, восходящие к эпосу «Пополь-Вух»), музыкальный  фольклор. Распространено отходничество на сельскохозяйственные работы, многие деревни занимаются выращиванием овощей и цветов для оптовых поставок на рынки США.

Реклама

Число испанских колонистов в первые века после завоевания было невелико, и они сосредоточивались в городах центральных областей и по тихоокеанскому побережью. Испанцы (креолы) образуют замкнутую привилегированную группу. К 19 веку сложился слой испаноязычных метисов (ладино) - наиболее многочисленная группа современных гватемальцев (57,8%). К 1803-04 годам ладино более чем вдвое превышали по численности испанцев (креолов). Именно с ними связана колонизация ранее малозаселённых районов Гватемалы, развитие скотоводства на востоке страны. Большая часть ладино - рабочие на плантациях, некоторые живут в городах. Культура ладино сочетает европейские и индейские черты.

Негритянское население Гватемалы изначально было немногочисленным и к 19 веку полностью растворилось среди ладино. Особую группу образуют живущие на востоке страны негритянско-аравакские метисы - так называемые чёрные карибы (гарифона). Белое население составляет 0,8% гватемальцев.

Гватемальцы Устное творчество. Музыка майя звучит на сельских и городских праздниках; ансамбли, состоящие из традиционных индейских глиняных флейт, раковин-труб и идиофонов (барабаны, погремушки, скребки), сопровождают танцы, процессии. Основной пласт фольклора - музыка ладино, объединившая черты испанской, мексиканской, колумбийской музыки, популярных стилей стран Карибского бассейна и США; общепринятый инструмент - маримба (ксилофон африканского происхождения) в сочетании с гитарами и маракасами. Среди других жанров - песни политического содержания корридос (мексиканского происхождения). В традиционной музыке центральных и северо-восточных районов Гватемалы распространены многочисленные хордофоны - смычковые инструменты, музыкальный лук, гитара и её разновидности, арфа, которые в ансамблях соединяются с барабанами, аккордеоном, погремушками.

Лит.: Recinos А. Crônicas indigenas de Guatemala. Guatemala, 1957; Кинжалов Р. В. Гватемала. Этническая история древней Гватемалы // Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1974; Хорошаева И. Ф. Основные направления этнического развития в колониальной и независимой Гватемале // Там же; Piel J. Sajcabajâ, muerte у resurrecciôn de un pueblo de Guatemala. 1500-1970. Guatemala; Мéх., 1989.

А. А. Бородатова; В. И. Лисовой (устное творчество).