Гвидо Аретинский

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ, Гвидо из Ареццо (Guido Aretinus, Guido d’Arezzo) [990-е годы, Ареццо (?) - после 1033], итальянский музыкальный  теоретик, монах-бенедиктинец. Одна из ключевых фигур средневековой музыкальной  науки (значение его трактатов для музыки средних веков и Возрождения сравнимо лишь с трактатом Боэция «Основы музыки»). Предположительно получил образование в бенедиктинском монастыре Помпоза (близ Феррары). Там же стал известен как автор системы обучения певчих, записав (в соавторстве с неким «монахом Михаилом») в собственной системе нотации антифонарий (ныне утерян). К нему сохранились два «пролога»: прозаический («Prologus in antiphonarium», другое название «Иные правила» - «Aliae regulae», до 1025) и стихотворный («Правила в стихах» - «Regulae rhythmicae», 1025-26). Около 1025 переехал в Ареццо. Самый обширный трактат Гвидо Аретинского - «Микролог, или Краткое изложение учения о музыкальном искусстве» («Micrologus de disciplina artis musicae», 1025-26) - был, вероятно, и самым популярным (известно свыше 70 списков). По приглашению папы Иоанна XIX посетил Рим, где в его присутствии с успехом демонстрировал новшества и практическую пользу своего антифонария. Последний трактат Гвидо Аретинского - «Послание о незнакомом песнопении» («Epistola de ignoto cantu», между 1028 и 1033). На склоне лет удалился в монастырь близ Ареццо (возможно, ордена камальдулов в Фонте-Авеллана).

Реклама

Многие теоретические нововведения Гвидо были направлены на интенсификацию и облегчение музыкального  образования певчих: метод Гвидо в короткое время позволял разучивать новые песнопения самостоятельно и петь «с листа». Реформа нотного письма изложена в «Прологе»: невмы расположены на 2-линейном стане (жёлтая и красная линии) с буквами-ключами «С» и «F». В «Послании» Гвидо Аретинский изложил свой принцип сольмизации, в основе которого - запоминание взаимных отношений звуков. В качестве мнемонической мелодии он предложил использовать гимн святому Иоанну Крестителю (вероятно, написал эту мелодию сам на имеющийся текст); начальные звуки первых шести строк 1-й строфы гимна, образующие звукоряд, восходящий от «до» (натуральный, или «естественный», гексахорд), следовало соотносить со звуками разучиваемого песнопения: «UT queant Iaxis, REsonare fibris, Mira gestorum, FAmuli tuorum, SOLve polluti, LAbii reatum». Эти названия ступеней (за исключением первой) сохранились до наших дней.

В «Микрологе» Гвидо Аретинский упорядочил музыкальную  теорию своего времени (опирался на общепринятые авторитеты и на анонимный «Диалог о музыке», около 1000) и привёл её в соответствие с современной музыкальной  практикой. К числу новаций в «Микрологе» относятся: расширение верхней границы звукоряда до «ре» 2-й октавы, оригинальный метод сочинения мелодий - так называемая литерафония; значительное место отводится вопросам теории лада, в том числе подробно обсуждаются модальные функции («родство звуков», affinitas vocum), ладовая мутация («трансформация», transformatio), определяется роль финалиса как основного устоя лада; особое внимание уделено исправлению ошибок в хоральных мелодиях. Излагая теорию «диафонии» (2-голосного органума), Гвидо Аретинский устанавливает её композиционные принципы и точно характеризует её высотную структуру.

Важнейшим способом внедрения учения Гвидо Аретинского в музыкальное  образование стала так называемая Гвидонова рука (схема расположения звукоступеней гексахордовой системы по спирали на ладони левой руки), которая использовалась в практических занятиях начинающих музыкантов с конца 11 века и до 20 века. Переход из одного гексахорда в другой, получивший название «мутация», позднейшая теория также приписала Гвидо Аретинскому.

Соч.: Micrologus de disciplina artis musicae / Ed. J. Smits van Waesberghe. [Nijmegen], 1955 (Corpus scriptorum de musica. Vol. 4); Regulae rhythmicae / Ed. J. Smits van Waesberghe. Buren, 1985 (Divitiae musicae artis. Ser. А. Vol. 4); Послание о незнакомом пении II Лебедев С. Н., Поспелова Р. Л. Musica Latina. СПб., 2000; Пролог к антифонарию // Ю. Н. Холопов и его научная школа. М., 2003.

Лит.: Smits van Waesberghe J. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino. Firenze, 1953; idem. Expositiones in Micrologum Guidonis Aretini. Amst., 1957; Oesch Н. Guido von Arezzo. Bern, 1954; Chailley J. Ut queant laxis et les origines de la gamme // Acta Musicologica. 1984.Vol. 56. № 1; Sachs К.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo // Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter. Sigmaringen, 1989; Reckow F. Guido’s theory of organum after Guido: Transmission, adaptation, transformation // Essays on Medieval music in honor of David G. Hughes. Camb., 1995; Guido d’Arezzo Monaco Pomposiano. Atti dei Convegni di studio... Firenze, 2000; Поспелова Р.Л. Западная нотация XI-XIV вв. Основные реформы. М., 2003; Пушкина Ю. «Микролог» Гвидо Аретинского: новые штрихи к ладовому учению // Старинная музыка. М., 2005. № 1/2.

Ю. В. Пушкина.