Гёльдерлин Фридрих

Фридрих ГЁЛЬДЕРЛИН, Хёльдерлин (Нölderlin) Фридрих (Иоганн Кристиан Фридрих) (20.3.1770, Лауффенам-Неккар - 7.6.1843, Тюбинген), немецкий поэт, прозаик. Изучал теологию в Тюбингене (1788-93) одновременно с Г. В. Ф. Гегелем и Ф. В. Шеллингом. В 1794-95 годах Гёльдерлин бывал в Йене, где общался с Ф. Шиллером, слушал лекции И. Г. Фихте. Был домашним учителем в семье франкфуртского банкира; любовь к его супруге Сюзетте Гонтар (выведенной в произведениях Гёльдерлина под именем Диотимы), вынужденный разрыв с ней и её ранняя смерть в 1802 году тяжело отразились на психическом состоянии Гёльдерлина. В 1806 году был помещён в психиатрическую лечебницу в Тюбингене. С 1807 года и до конца жизни находился под опекой в семействе почитателя его творчества Э. Циммера, столяра.

В литературе своего времени Гёльдерлин занимал срединную позицию между веймарским классицизмом и йенским романтизмом. Его творчество проникнуто духом античности, однако, в отличие от классицистов, Гёльдерлин увидел не только светлую сторону мифа и архаики, но и их иррационально-мистическую, дионисийскую составляющую (позднее акцентированную Ф. Ницше). Обращение к подсознательным глубинам человеческой психики сближало Гёльдерлина с романтизмом и мистицизмом начала 19 века. В лирике Гёльдерлина нашли выражение и его личные переживания [«Плач Менона о Диотиме» («Menons Klagen um Diotima»)], и философская рефлексия о природе человека [«Прежде и теперь» («Ehemals und jetzt»), «Половина жизни» («Нälfte des Lebens»)], и визионерские, пророческие картины, рисующие восстановление гармонического единства мира, возвращение «золотого века» античности [поэма «Патмос» («Patmos», 1802) и др.]. Изощрённая поэтическая техника Гёльдерлина представляет собой своеобразный сплав классических традиций (использование античных жанров, строфики и метрики) и новоевропейской поэтики [обращение к вольному лирическому стиху, особая стилистическая усложнённость, проявляющаяся, в частности, в несовпадении ритмического и синтаксического рисунка фразы, особенно в произведениях позднего периода: поэма «У истоков Дуная» («Am Quell der Donau», 1801) и др.]. Роман в письмах «Гиперион, или Отшельник в Греции» («Hyperion oder Der Eremit in Griechenland», Bd 1-2, 1797-99), действие которого происходит в фантастическом мире идеализированной Греции, сочетает традиции эпистолярного романа сентиментализма, «романа воспитания» и романтичной исповедальной прозы. Неоконченная стихотворная трагедия «Смерть Эмпедокла» («Der Tod des Empedokles», 1798-1800, русский перевод 1931) раскрывает драму одиночества гениально одарённой личности. Гёльдерлин - автор литературно-теоретических работ: «О различных родах поэзии» («Über die verschiedenen Arten zu dichten»), «Слово об Илиаде» («Ein Wort über die Iliade») и др.; переводов трагедий Софокла («Царь Эдип», «Антигона»), лирики Пиндара, Вергилия, Овидия, Горация. Стихотворение Гёльдерлина «Песнь судьбы Гипериона» («Hyperions Schicksalslied») положено на музыку И. Брамсом; к текстам Гёльдерлина обращались также Р. Штраус, Б. Бриттен, П. Хиндемит, Д. Лигети.

Реклама

При жизни Гёльдерлин был оценён лишь немногими (в том числе Б. фон Арним, Ф. Шлегелем, К. Брентано). Интерес к его поэзии возродился на рубеже 19-20 века, первоначально - в кругу немецких философов (В. Дильтей, Э. Кассирер, М. Хайдеггер, Х. Г. Гадамер); творчество Гёльдерлина оказало влияние на Г. Тракля, Р. М. Рильке и других немецких поэтов 20 века.

Соч.: Sämtliche Werke. Fr./М., 1975-2000-. Bd 1-18-; Гиперион. Стихи. Письма. М., 1988.

Лит.: Гадамер Г Г. Гёльдерлин и античность // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Цвейг С. Борьба с демоном: Гёльдерлин. Клейст. Ницше. М., 1992; Martens G. F. Нölderlin. Reinbek, 1996; Bertaux Р. F.Нölderlin: eine Biographie. Fr./М., 2000; Menninghaus W. Нälfte des Lebens: Versuch über Нölderlins Poetik. Fr./М., 2005.

С. А. Ромашко.