Ибибио
ИБИБИО (самоназвание - ibibio; биби, ква, монг), народ на юге Нигерии (бассейн реки Кросс). В штате Аква-Ибом живут: восточные ибибио, или собственно ибибио (включают 25 подгрупп - 4,0 миллиона человек); западные ибибио, или ананг (14 подгрупп -1,4 миллиона человек); северные ибибио, или эньонг (нкалу и окун); южные ибибио, или экет (орон - 94 тысячи человек и окобо - 67 тысяч человек); дельта, или андони (ибено, ибино - 13 тысяч человек). На юге штата Кросс-Ривер проживают речные ибибио (эфик - 480 тысяч человек). Живут также в Гане (43 тысячи человек), Камеруне (34 тысячи человек) и др. Общая численность 6,1 миллионов человек (2007, оценка). Говорят на языках нижнекросской группы кросс-риверской ветви восточной подсемьи бенуэ-конголезских языков, ананг и эфик образуют в ней подгруппу эфик. Языки ибибио - основные языки штата Аква-Ибом. До середины 20 века бытовала пиктографическая письменность нсибиди. Около 90% ибибио - христиане (католики, лютеране, адвентисты седьмого дня и др.), остальные придерживаются традиционных верований.
Современные группы ибибио образовались в результате различных миграций; эфик переселились на левый берег реки Кросс в 18 веке, затем, по преданию, от них откололись андони. С 15 века прибрежные группы ибибио вступили в контакт с европейцами и стали посредниками в работорговле, одним из важнейших центров которой был г. Калабар. Традиционная культура типична для народов Гвинейской подобласти Западной Африки. Основное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, маниок, банан), выращивание какао, масличной пальмы и каучуконосов; у андони и экет ведущую роль играет рыболовство; издавна развита торговля пальмовым маслом и рыбой. Распространено отходничество на плантации, шахты, нефтяные промыслы и предприятия крупных городов. Возникла собственная интеллигенция. Художественные ремёсла - плетение, резьба по дереву (относится к восточной стилистической группе Гвинейского побережья), шитьё бисером и др. С тайным союзом Экпо связано изготовление деревянных масок округлых выпуклых геометризированных форм, их отличительная черта - зубчатые выступы на висках; «волосы» изображаются бахромой из растительных волокон (рис., 1). Деревянные статуэтки массивных приземистых пропорций; у орон на могилах ставят скульптуры предка (экпу) - столбообразные, высотой свыше 1 м, с утолщённым книзу туловищем и очень короткими ногами, бородкой, заплетённой в косу (рис., 2). Поселения разбросанные, у эфик и эньонг - большие компактные деревни. Жилище прямоугольное, из плетня, снаружи и изнутри обмазанного глиной. Социальная организация - большесемейные общины (уфок, буквально - дом), состоящие из малых семей (идип эте, буквально - отцовский живот), роды (экпук, буквально - узел), возрастные группы (нка); тайные союзы: мужские - Экпо, Экон (охотничий), Идион, заимствованный у экои Экпе, или Эгбо («людей-леопардов»), женский - Эбре (общество замужних женщин). Институт вождей отсутствовал, управленческие и ритуальные функции осуществляли советы старейшин и тайные союзы, прежде всего представители амама - высшего ранга в союзе Экпо. В колониальный период британские власти использовали Экпо в целях косвенного управления юго-восточной Нигерией. Среди политической и деловой элиты современной Нигерии много выходцев из ибибио. Счёт родства патрилинейный, у андони - матрилинейный. Роды связаны отношениями брачного обмена. Предпочитаются браки троюродных патрилатеральных кузенов. Распространено также побратимство (имаан). Система терминов родства генерационного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги матери обозначаются одним описательным термином, а сиблинги отца - другим, без деления по полу. Сиблинги эго классифицируются на «детей отца» и «детей матери». Традиционные культы - духов природы (ндем), предков, верховного бога-творца Абасси. Известен миф о первых людях (мужчине и женщине), которые, нарушив запрет Абасси, стали заниматься земледелием.
Реклама
Лит.: Forde С. D., Jones G.J. The Ibo and Ibibio speaking peoples of South-Eastern Nigeria. L., 1950; Forde С. D. Efik traders of Old Calabar. L., 1956; Udo U.Е. The history of the Annang people. Calabar, 1983; Ekong Е. Е. Sociology of the Ibibio: а study of social organization and change. Calabar, 1983; Ekanem J. В. Clashing cultures: Annang not(withstanding Christianity - an ethnography. Brussels, 2002.
В. А. Попов.