Ибн Таймийя

ИБН ТАЙМИЙЯ Таки ад-Дин (22.1.1263, Харран, Сирия - 26.9.1328, Дамаск, там же), арабский богослов, правовед и суфий, представитель традиционалистского толка исламской религиозно-правовой мысли - ханбализма. С 1269 года в связи с приближением монголов его семья переехала в Дамаск, где Ибн Таймийя получил религиозное образование и занялся преподаванием. Его отец Абд аль-Халим возглавлял дамасское медресе Суккарийя, после его смерти в 1284 перешедшее к Ибн Таймийя. С 1285 года Ибн Таймийя также учил в Омейядов мечети, а с 1296 - в медресе Ханбалийя. В 1306-12 жил в Египте, за полемику с местными богословами неоднократно подвергался тюремному заключению. После возвращения в Дамаск в 1326 году он в очередной раз был заключён в тюрьму, где и умер.

Следуя традиционалистской установке ханбалитов, Ибн Таймийя полагал источниками религиозной истины Коран и Сунну, определяющие истинное вероучение ислама, выраженное в единогласном мнении сподвижников пророка Мухаммеда, непогрешимом и непререкаемом (смотри Иджма). Более поздние учения Ибн Таймийя порицал как недопустимые новшества (бида). Подвергал критике различные политико-религиозные течения и расколы в исламе (включая хариджитов и шиизм);  восточный перипатетизм (в своих трактатах «Опровержение логиков» - «ар-Радд аля-ль-мантыкыйин» и «Согласие достоверно переданного с явно разумным» - «Муавакат сахих аль-манкуль ли-сарих аль-макуль»); философскую теологию калама как у мутазилитов, так и в ашаризме; пантеистическое направление в суфизме и современную ему суфийскую практику, прежде всего культ святых и чудотворство (в сочинении «Сущность учения сторонников единения [Бога с миром]» - «Хакыкат мазхаб аль-иттихадийин» и «Различие между приближёнными Бога и приближёнными Сатаны» - «Аль-Фуркан байн аулийа ар-Рахман ва аулийа аш-Шайтан»).

Реклама

Ибн Таймийя понимал Бога только согласно букве Корана и Сунны. Его отказ от символико-аллегорического толкования антропоморфных описаний Бога, встречающихся в священных текстах, давал основание для обвинения его в антропоморфизме, а некоторые свидетельства прямо приписывают ему буквальное понимание таких описаний. Вразрез с господствовавшей в мусульманском богословии доктриной Ибн Таймийя допускал бесконечную в прошлом цепь созданий Божьих, отрицал творение мира «из ничего», учил о конечности наказания грешников в аду. Многие последователи Ибн Таймийя не разделяли таких взглядов.

Политическая концепция Ибн Таймийя, изложенная главным образом в сочинении «Религиозное управление» («Ас-Сияса аш-шаръыя»), подчёркивала нерасторжимое единство государства и религии: без могущественной власти религия оказывается в опасности, без религиозного закона власть превращается в тиранию. Но в отличие от традиционной суннитской доктрины государства Ибн Таймийя не отстаивал необходимость института халифата; признавал существование одновременно более одного халифа, рассматривая мусульманскую общину (умма) как естественную конфедерацию многих государств; отрицал обязательность принадлежности главы государства к роду пророка Мухаммеда - курейшитам. В вопросе об иерархии достоинств четырёх «праведных халифов» (обычно выстраиваемой сообразно хронологической последовательности их правлений) Ибн Таймийя придерживался традиционного мнения о превосходстве Абу Бекра и Омара ибн аль-Хаттаба.

Идеи Ибн Таймийя развивал его ученик Ибн аль-Кайим (умер 1350). В 18 веке они были возрождены в учении ваххабитов.

Соч.: Маджму’ат ар-раса’ил ва-л-маса’ил. Каир, 1930. Т. 1-5; Маджму’ат фатава шайхи-л-ислам Ахмад Ибн Таймийа. Эр-Рияд, 1960-1964. Т. 1-30.

Лит.: Абу Захра М. Ибн Таймийа: хайату-х ва-’асру-х, ара’у-х ва-фикху-х. Каир, 1964; Makari V. Е. Ibn Taymiyyah’s ethics: the social factor. Chico, 1983; Харраш М. Х. Ибн Таймийа ас-салафи. Бейрут, 1984; Laoust Н. La profession de foi d’Ibn Taymiyya. Р., 1986.

Т. К. Ибрагим.