Ибн Сина

Ибн СинаИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах [латинизированный Авиценна (Avicenna)] (980, село Авшана около Бухары - 1037, Хамадан), мусульманский философ, учёный-энциклопедист, врач; представитель  восточного аристотелизма. Согдиец по происхождению, юность провёл в Бухаре - столице государства Саманидов. Получил систематическое домашнее образование, в 10-летнем возрасте наизусть знал весь Коран и многое из арабской поэзии. Родным языком Ибн Сины был фарси, но обширный круг религиозных и светских наук (логика, математика, метафизика, мусульманское право - фикх, медицина и др.) он изучал на арабском языке. В освоении Аристотеля опирался на комментарии аль-Фараби. В 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары Нуха ибн Мансура (976-997) и приобрёл славу искусного врача. После завоевания Бухары Караханидами и смерти отца переехал в 1002 году в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), где продолжал научные занятия в «Академии Мамуна», объединявшей крупных учёных того времени (в том числе Бируни). После отказа в 1008 перейти на службу к Махмуду Газневи начался скитальческий период в жизни Ибн Сины. Преследуемый султаном, он бежал в Гурган, где нашёл убежище при дворе ценителя искусств и литературы Кабуса ибн Вашмгира, затем, после недолгого пребывания в Рее, был вазиром и придворным врачом у правителя Хамадана Шамс ад-Даулы (997-1021), после смерти которого в результате конфликта с его сыном был заключён в тюрьму. Последние относительно спокойные 14 лет жизни Ибн Сина провёл в Исфахане при дворе Ала ад-Даулы (1008-41), которому посвятил «Книгу знания» («Даниш-намэ», на фарси; русский перевод 1999). Здесь он завершил начатые в Хамадане два главных сочинения - «Книгу исцеления» и «Канон врачебной науки» и большую часть  своих многочисленных трактатов (несколько сотен на арабском и около двух десятков на фарси) по философии, медицине, физике, химии, астрономии, поэзии, музыке. В 1030 году во время набега войск газневийского султана на Исфахан был разграблен дом Ибн Сины и пропали многие его труды, в том числе 20-томная «Книга справедливого [судейства]».

Реклама

Ибн СинаМноготомный энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа’») состоит из четырёх разделов: 1) философская пропедевтика и логика; 2) физика, психология и биология; 3) математика, астрономия и музыка; 4) метафизика, включающая в качестве прикладных дисциплин политику, этику, домоводство (экономику) и религиозное право - фикх (уже в 12 веке на латинский язык были переведены разделы по метафизике и психологии под названием «Sufficientiae», т. е. «Достаточное» - по второму значению арабского слова «шифа»). Сокращённые варианты этой энциклопедии - «Книга спасения» («ан-Наджат») и «Книга знания». В конце жизни Ибн Сина создал систематическое философское сочинение «Указания и наставления» («альМшарат ва-т-танбихат»), заключительные главы которого написаны под влиянием суфизма. Среди его малых произведений выделяются «Трактат о любви», а также аллегорические повести, образующие своеобразную философскую трилогию: «Живой, сын Бодрствующего» («Хайй ибн Йакзан»), «Послание о птицах» («Рисалат ат-Тайр») и «Салман и Абсал». Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси.

Философия и богословие. Соединяя античную (перипатетическую и неоплатоническую) философскую традицию с исламским монотеизмом, Ибн Сина считал метафизику учением о Боге как первопричине всего сущего. При доказательстве бытия Бога он исходил из того, что вещи, существующие в мире, сами по себе только «возможны», т. е. они могут быть, но могут и не быть, ибо их сущность отлична от их существования; они являются к бытию благодаря началу, которое само по себе необходимо в своём бытии и у которого сущность и существование тождественны друг другу. Это Первоначало есть абсолютно необходимое Сущее, и такое понимание Бога стало общепринятым в средневековом мусульманском и иудейском богословии, а отчасти и в христианском.

Вслед за аль-Фараби Ибн Сина истолковывал творение мира как вневременное исхождение (эманацию) его от Бога. В иерархии вечно исходящих от Бога космических разумов, управляющих небесными сферами и отождествляемых с ангелами, последний, десятый - Деятельный разум выступает как организующее начало в отношении всего существующего в подлунном мире, как «даритель форм»: благодаря ему материя как чистая потенциальность воспринимает формы и возникают вещи, состоящие из формы и материи. Человеческий разум, достигший высшей степени совершенства, способен соединиться с Деятельным разумом [Ибн Сина отождествлял его с архангелом Гавриилом (арабский Джабриил), передатчиком Откровения в мусульманской традиции], и тогда пророк получает от него истины в форме доступных для широкой публики образов, а философ - в виде умозрений. Способность пророков творить чудеса Ибн Сина объяснял их чрезвычайно развитой силой воображения, могущей воздействовать не только на собственное тело, но и на тела других людей.

В отличие как от аль-Фараби, признающего индивидуальное бессмертие только для просветлённых душ, так и от богословов калама, считавших душу преходящей акциденцией тела, Ибн Сина отстаивал субстанциальный характер души, её имматериальность, независимость от тела и, следовательно, вечность индивидуальной человеческой души. В обоснование этого он выдвигал различные доказательства, в том числе интроспективный опыт «парящего человека», осознающего, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-нибудь иной орган». Ибн Сина не принял ни платоновского учения о предсуществовании души и метем-психозе, ни мусульманской доктрины о телесном воскрешении. Согласно Ибн Сине, Судный день наступает для человека сразу же после его смерти.

В мусульманском мире за Ибн Синой закрепилось почётное прозвище «князь философов» (аш-Шайх ар-ра’ис). Многие его идеи были восприняты в позднем каламе. Наибольшее же распространение его философия нашла в персоязычном ареале, прежде всего через суфийское учение об озарении Сухраварди. Ибн Сина оказал большое влияние на развитие средневековой мысли, в том числе еврейской философии (Ибн Эзра, Ибн Дауд) и особенно европейской схоластики (усвоение в 13 веке наследия Аристотеля в интерпретации Ибн Сины, течение «латинского авиценнизма» и др.).

Медицина. «Канон врачебной науки» (около 1020, русский перевод, кн. 1-5, 1954-60), принёсший Ибн Сине всемирную известность и титул «князь врачей», представляет собой энциклопедический свод медицинских знаний и врачебного опыта античности и раннего Средневековья (Гиппократ, Гален), а также включает собственные открытия и наблюдения Ибн Сины. «Канон» состоит из 5 книг. Первая книга содержит сведения по анатомии и физиологии; о причинах и признаках болезней; описание учений о так называемых соках (кровь, лимфа, жёлчь) и видах телосложения; данные о диете, сохранении здоровья и предупреждении болезней, об общих принципах лечения. Вторая - посвящена описанию лекарств как растительного, так и животного происхождения. В третьей - рассматриваются отдельные заболевания, их распознавание и лечение. В четвёртой - описаны способы лечения заболеваний. Пятая - посвящена так называемым сложным лекарствам, ядам и противоядиям. Причинами болезней Ибн Сина считал различные «вредности» - местности, климата, времени года; условий быта, питания, труда; душевные потрясения и др. Он впервые описал различия между оспой, проказой, чумой; доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты между людьми; описал туберкулёз, язву желудка, плеврит, диабет; предпринял попытку лечения сифилиса ртутью. К общим принципам лечения болезней Ибн Сина относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (т. е. хирургическое вмешательство).

В 12 веке «Канон» был переведён на латинский язык, в дальнейшем на многие другие языки, в том числе на русский (после изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с Библией). В течение нескольких столетий «Канон» служил руководством для врачей.

Теория музыки Ибн Сины основывалась главным образом на достижениях греческих учёных и аль-Фараби. «Свод науки о музыке» (русский перевод - в книге «Музыкальная эстетика стран Востока», М., 1967), входящий в «Книгу исцеления», содержит сведения о звуке, интервалах (Ибн Сина располагает их по степени консонантности), видах тетрахорда и их расположении в так называемой полной системе, о ритмике, технике композиции, приёмах классификации инструментов, настройке лютни. Указания на лечебное и воспитательное значение музыки содержатся в «Трактате о душе» («Рисала фи-н-нафс») и трактате «Разделения между мудростью и науками» («Такасим аль-хикма ва-льулум»).

Соч.: Китаб ан-Наджат. Каир, 1938; Аш-Шифа. Ал-Мантык. Каир, 1952-1970. Т. 1-2; Аш-Шифа. Ал-Бурхан. Каир, 1954; Китаб ал-Ишарат ва-т-Танбехат. Каир, 1957-1960. Т. 1- 4; Аш-Шифа. Ал-Илахиййат. Каир, 1960. Т. 1-2; [Фрагменты из «Книги спасения» и «Книги исцеления»] // Избранные произведения стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961; Аш-Шифа. Ат-Табиййат. Каир, 1969. Т. 2. Каир, 1975. Т. 6. Каир, 1983. Т. 1; Трактат о любви // Серебряков С. Б. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тб., 1976; Канон врачебной науки. 2-е изд. Таш., 1979-1982. Кн. 1-5; Избранное. М., 1980; Избранные философские произведения. М., 1980; Сатурна предел: (Стихи). Душ., 1980; Послание о птицах // Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981; Трактат о Хайе, сыне Якзана // Сагадеев А. В. Ибн-Сина. 2-е изд. М., 1985; Жизнеописание, Книга исцеления (Математика. Тройка. Свод науки о музыке) // Классики арабо-мусульманской философии / Пер. А. В. Сагадеева. Lewiston, 1999. Т. 1; Книга знания: Избранные философские произведения. М., 1999.

Лит.: Farmer Н.G. The Lute scale of Avicenna // Journal of the Royal Asiatic Society. 1937. Р. 245-258; Goichon А.-М. La distinction de l’essence et de l’existence d’après Ibn Sina (Avicenna). Р., 1937; idem. La philosophie d’Avicenna et son influence en Europe medievale. Р., 1944; Gardet L. La penséе réligieuse d’Avicenne. Р., 1951; Avicenna: scientist and philosopher / Ed. by G. W. Wickens. L., 1952; Corbin Н. Avicenna et le Récit visionnaire. Тéhéran; Р., 1954. Vol. 1-2; Afnan S.М. Avicenna. His life and works. L., 1958; Shah М. Н. The general principles of Avicenna’s Canon of medicine. Karachi, 1966; Терновский В. Н. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1969; Morewedge Р. The metaphysica of Avicenna. L., 1973; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душ., 1985; Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). 2-е изд. М., 1985; Gutas D. Avicenna and the Aristotelian tradition. Leiden; N. Y., 1988; Avicenna and his heritage. Leuven, 2002; Street Т. Avicenna. Camb., 2005; Goodman L.Е. Avicenna. 2nd ed. L.; Itaka, 2006; Mahdavi Y. Bibliographie d’Ibn Sina. Тéhéran, 1954.

Н. В. Ефремова; М. Б. Мирский (медицина).