Иджтихад
ИДЖТИХАД (арабский), право высших авторитетов в вопросах шариата (муджтахидов) выносить самостоятельные решения. Заключается в выборе методов мусульманского права, их сравнительном толковании, классификации правовых аргументов и методов, казуистическом разборе спорных и не решённых в Коране и Сунне вопросов и затем выработке общих норм их решения. Необходимыми условиями иджтихада признаются знание арабского языка, всего Корана наизусть, правил его истолкования, Сунны и комментариев к хадисам, умение оперировать иджма и другими методами фикха, ясное понимание конкретной цели иджтихада, здравая оценка полученных результатов и твёрдость в вере.
Мусульманское предание относит появление иджтихада к периоду жизни пророка Мухаммеда и его сподвижников (асхабов), считающихся совершенными муджтахидами, но его широкое применение началось с конца 7 века, когда перед растущим мусульманским сообществом встали правовые проблемы, решить которые только на основе Корана и Сунны было невозможно. Главной задачей иджтихада стало урегулирование разногласий мусульманского права, укрепление ислама и изыскание соответствовавших его вероучению ответов на вызовы современности. Центрами иджтихада стали города Халифата, в которых сложились крупные правовые школы - Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Бейрут. На протяжении почти 4 веков в напряжённом соперничестве между ними происходило формирование мусульманского права и богословия. После того, как к 10-11 векам здесь сложились отдельные мазхабы (религиозно-правовые школы), сунниты прекратили дальнейшую разработку иджтихада, считая «его двери закрытыми». Позднее суннитские богословы и правоведы ограничивались разработкой второстепенных вопросов, распространением и комментированием сочинений предшествовавших муджтахидов, авторитет которых остался незыблемым.
Реклама
Шииты никогда «не закрывали дверей иджтихада», признавая право на него за своими высшими религиозными авторитетами (смотри Аятолла), которые у имамитов продолжают выносить обязательные религиозно-правовые заключения (фетвы) на основе самостоятельного толкования Корана и признанных в шиитском предании хадисов (ахбар).
Реформаторские течения в исламе Нового и Новейшего времени способствовали появлению среди части суннитских улемов с конца 19 века тенденции к возрождению иджтихада. К пересмотру принципов традиционного исламского знания (таклид) с учётом насущных проблем современного общества призывали Джамаль ад-Дин Афгани и Мухаммед Абдо на Ближнем Востоке, мусульманские реформаторы британской Индии и сторонники джадидизма в поздней Российской империи.
Лит.: ал Карафи, Ахмад б. Идрис. Шарх танких ал-фусул фи ихтисар ал-махсул филусул. Каир, 1973; Schacht J. An introduction to Islamic law. 2nd ed. Oxf., 1982; idem. The origins of the Muhammadan jurisprudence. 5th ed. Oxf., 1996; Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Origin and development of Islamic law / Ed. by М. Khadduri, Н. J. Liebesny. Clark, 2007.
В. О. Бобровников.