Иешива
ИЕШИВА, йешива, ешива (еврейский ישיכח, буквально - сидение, заседание; множественное число ישיכות дало название, закрепившееся преимущественно в русской традиции, - ешибот) в иудаизме, мужское духовно-учебное заведение.
В иешиве преимущественно осуществляется изучение священных текстов иудейской религиозной традиции, Торы и Талмуда, а также ряда других дисциплин, ведётся подготовка кандидатов к раввинату. В отдельные исторические периоды иешива выполняла также законодательные и судебные функции, которыми объясняются другие её историческими наименования: бет-мидраш («дом толкования»), бет-дин («дом суда»), бет-дин гадол («дом великого суда»), рабба метивта, рабба мотва (арамейское «великое заседание»).
Согласно иудейскому преданию, ещё библейские патриархи и их сыновья учились в иешиве, однако впервые термин «иешива» употребляется только в Книге Екклесиаста (51:23, 29). Возникновение иешивы в Палестине и Вавилонии относится к эпохе Второго Храма (смотри Иерусалимский храм), будучи связано с кристаллизацией Устного Закона и установлением Галахи. Самой значительной из иешив, действовавших вне Иерусалима после разрушения Второго Храма, была иешива в городе Явне (к югу от Яффы), воспринявшая ряд функций синедриона и остававшаяся до восстания Бар-Кохбы центром талмудической учёности и религиозной жизни Израиля и диаспоры. С деятельностью иешивы в Явне связаны начальный период кристаллизации Мишны, систематизация религиозного законодательства, основанного на Торе, установление форм соблюдения основных религиозных праздников, календарная колляция. В тот же период крупные иешивы действовали в Лоде, Пкиине, других городах. После восстания Бар-Кохбы и гонений императора Адриана значение ведущих центров иудейской учёности приобрели иешивы в городе Уша (Галилея; возглавлялась учениками Акивы) и в особенности иешива в Бет-Шеариме, возглавлявшаяся составителем Мишны Иегудой га-Наси. В целом в период до начала 3 века нашей эры тесные контакты иешив Палестины с иешивами диаспоры (прежде всего, Вавилонии) способствовали усилению влияния последних на формирование галахической традиции. С 3 века, в период после составления Мишны, внутренний распорядок палестинских иешив соответствовал заложенным в предшествующий период традициям. Целью обучения являлась подготовка учёных, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Предметом изучения были также Мишна и накопившиеся после её составления решения (смотри Гемара). Среди крупных палестинских центров иудейской религиозной учёности указанного периода выделяются иешивы в Лоде и Кесарии, а также иешива в Тивериаде, получившая после смерти Иегуды га-Наси значение важнейшего духовного центра. В Вавилонии в 1-й половине - середине 3 века крупные иешивы действовали в Мехозе, Хуцале, Нисибисе (Нициване); особую известность и значение приобрели иешивы в Суре (существовала до 11 века; с её деятельностью связана кодификация Вавилонского Талмуда) и Пумбедите (основана в 259, просуществовала до середины 11 века). В 4 веке лидирующее положение окончательно переходит от иешив Палестины к иешивам Вавилонии, основной миссией которых в истории иудейской религиозной традиции стало постепенное закрепление значения Вавилонского Талмуда как единственного и общепринятого источника Галахи.
Реклама
Сведения о первых иешивах за пределами Вавилонии и Палестины датируются периодом раннего Средневековья. С 8-9 века известны иешивы Северной Африки, с 10 века - Западной Африки. В 10-11 веках особую известность приобрели иешивы в Кайруане (Тунис; основана в конце 8 - начале 9 века, поддерживала непосредственные контакты с иешивами Вавилонии) и Фустате (Египет). В 11- 12 веках крупнейшие иешивы действовали в Дамаске (до конца 12 века) и Багдаде (так называемая Великая иешива, занявшая место распавшихся иешив в Суре и Пумбедите; основана около 1070). В Италии первые иешивы появились в 9-10 веках (Лукка). О существовании иешив в регионе Западного Средиземноморья известно уже по источникам 8-9 века (иешивы в Лусене и Барселоне); в середине 10-11 веках крупнейшие на юге Испании иешивы существовали в Кордове и Гранаде. С середины 12 века значение крупнейших центров иудейской религиозной учёности в Испании закрепилось за иешивами Барселоны и Толедо. Первые иешивы на территории современной Франции появляются в 10 веке (Нарбонн). В 10 – начале 14 века иешивы действовали в Безье, Марселе, Монпелье, Каркассоне, Труа, Вормсе, Орлеане, Дампьере, Париже. В 12 веке выходцы из иешивы Орлеана основали первые иешивы в Англии. В 11-13 веках крупнейшими иешивами в немецких землях были иешивы в Майнце, Шпайере, Регенсбурге, Бонне, Кёльне, Нюрнберге, Вюрцбурге и других городах. Средневековым иешивам Аугсбурга, Нюрнберга и Регенсбурга принадлежит первенство в разработке и введении в практику обучения метода талмудической дискуссии пилпул (обнаружения малейших правовых, концептуальных и иных расхождений, подлежащих устранению в ходе казуистических логических построений), широко распространённого в практике преподавания восточно-европейских иешив раннего Нового времени. После разгрома еврейских общин Рейнской области в 1348 году центр талмудической учёности перемещается в австрийские земли. В 14-15 веках значительную известность приобрели иешивы Вены, Винер-Нойштадта и Кремса. В 16-17 веках классическими странами талмудического образования, служившими образцом для иешив всей Европы, становятся Польша и Литва. В начале 16 века рабби Я. Поллак основал иешиву в Кракове; его ученик Шалом Шахна (умер в 1558) возглавил иешиву в Люблине, получившую особый статус королевской привилегией 1567. К началу 16 века относится увеличение различий в практике преподавания в сефардских и ашкеназских иешивах Европы. Так, в первых значительное внимание уделялось рассмотрению Торы и грамматики иврита, в то время как в иешивах второго типа абсолютное преобладание получила талмудическая дискуссия, основанная на применении методов пилпул и хиллук.
Во 2-й половине 17-18 века талмудическое образование в Польше и Литве вступает в длительную стагнацию. Расцвет центральноевропейских иешив в 17-18 веках также обусловлен этим процессом, вследствие которого известные преподаватели вынуждены были покинуть иешивы Польши и Литвы. С середины 19 века, с распространением светского образования в среде еврейского населения Центральной Европы, иешивы стали терять своё значение. Вместе с тем в начале 19 века начинается новый расцвет литовских иешив, значительное число новых иешив было основано в Белоруссии. В начале 20 века в некоторых иешивах Российской империи усилилась тенденция расширения учебной программы за счёт включения других, в том числе светских, дисциплин в дополнение к изучению Талмуда. К подобным иешивам принадлежали иешивы в Лиде (1905), Одессе (1905).
В 1920-21 годах все иудейские духовно-учебные заведения были запрещены постановлениями советской власти, однако многие из них (в Ленинграде, Невеле, Минске, Витебске, Слуцке) продолжали существовать до середины 1930-х годов. Некоторое оживление иудейской религиозной жизни наметилось в конце 1940-х - 1950-х годах: в 1945-1946 в Самарканде действовали литовская иешива (под руководством И. Копельмана) и хасидская иешива (под руководством Н. Нейманова). В 1957 при Московской хоральной синагоге была открыта иешива «Кол Яаков». Возрождение иудейской религиозной жизни в России началось в последние десятилетия 20 века. В начале 21 века на территории России действует около 10 иешив.
В начале 21 века ведущими странами иудейской религиозной учёности являются Израиль и США, на территории которых система иешив получила наибольшее распространение и институционально-типологическое разнообразие. В США предприняты в целом успешные попытки совмещения традиционного еврейского религиозного образования и классической университетской системы.
С. В. Бабкина.