Иезекииль

ИЕЗЕКИИЛЬ (еврейский יחזקאל), один из четырёх ветхозаветных великих пророков, один из духовных вождей Израиля в рассеянии пленения вавилонского. Пророчества Иезекииля содержатся в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля. Родился в Иудее в конце 7 века до нашей эры; происходил из священнического рода. В 597 году до нашей эры, после захвата Иерусалима вавилонскими войсками, был уведён в Вавилонию вместе с другими представителями иудейской знати и царём Иехонией. Был женат, однако жена Иезекииля умерла во время вавилонской осады Иерусалима. Согласно традиции, погребён в Вавилонии.

Иезекииль Содержащиеся в Книге пророка Иезекииля пророчества относятся к периоду между 593 и 571 до нашей эры. Тематически пророчества подразделяются на 2 основные части: пророчества о наказании Израиля за нарушение Завета (гл. 1-24) и пророчества о его будущем восстановлении (гл. 25-48). Первые 8 глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом Израилевым народов, враждебных Израилю (гл. 25-32). Главной причиной разрушения Иерусалима и рассеяния Израиля Иезекииль называет неверность народа своему Богу: Израиль допустил в своё сердце идолов (Иез. 14:3), поступив хуже язычников, которые не заключали Завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (Иез. 5:6). Суд над Израилем будет совершён посредством тех народов, богам которых он поклоняется (Иез. 16:37-41). Говоря об утешении и прощении, Иезекииль подчёркивает справедливую верность Бога избранному народу (Иез. 18:20-32). Его милосердие и сострадание к нему. Раскаяние народа и восстановление рассеянного Израиля для Иезекииля обоюдозависимы, однако, согласно Иезекиилю, поскольку Израиль слишком далёк от раскаяния (Иез. 20:31-32), любовь Бога и восстановление по воле Его станет причиной раскаяния: не сам Израиль соделает себе новое сердце раскаянием, но Бог Израилев возьмёт «сердце каменное» Израиля и заменит его «сердцем плотяным», введя в узы Завета (Иез. 11:19-20, 20:34-37).

Реклама

Пророчества Иезекииля стоят у истоков ветхозаветной и в целом иудейской и христианской (сравни Откровение апостола Иоанна Богослова) мистических традиций. Книга пророка Иезекииля содержит одно из древнейших визионерских описаний божественной колесницы и явления Славы Господней (Иез. 1:4-28, 10:1-22), а также нового Иерусалима и идеального Храма, в котором совершается идеальное служение Божие (гл. 40 и далее). Там же приводится наиболее древнее детальное описание облачения во плоть - восстановления дома Израилева - как прообраза Воскресения (Иез. 37:1-14).

Иконография. Иезекииля изображали в облике старца, в тунике и паллиуме, в составе ветхозаветных циклов (к наиболее ранним относятся росписи синагоги в Дура-Европос, 245-256). На римском саркофаге 2-й половины 4 века Иезекииль показан юным, безбородым. Атрибуты Иезекииля - свиток и затворённые врата, согласно словам его пророчества о Деве Марии. Изображения Иезекииля присутствуют в средневековой книжной миниатюре (Библия Рода, середина 11 века, Национальная библиотека, Париж; историзованная Библия из музея Мерманно-Вестренианум, Гаага, 1372), включаются в пророческие циклы: скульптурные (статуя Б. Антелами, около 1180-90, собор Сан-Доннино, Фиденца), живописные («Полиптих Святой Екатерины» С. Мартини, 1319, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза; роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, 1508-1512). В восточно-христианском искусстве Иезекииль в числе других пророков изображается между окон барабана купола, в пророческом ряду русского высокого иконостаса. В византийском и древнерусском искусстве Иезекииль среди других пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11-12 века, монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове); позднее аналогичная композиция получила название «Похвала Богоматери». Он присутствует на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Неопалимая Купина».

Иезекииль Особые иконографические типы возникли на основе двух видений Иезекииля (Иез. 1:4-28, 37). В средние века широко распространяется сюжет «Majestas Domini», изображающий Христа в мандорле, поддерживаемой 4 апокалиптическими животными: миниатюры Евангелия Раввулы (586), Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (около 870), мозаика церкви Осиос-Давид, Фессалоники (середина 5 века). В романском искусстве он помещался в виде фрески в конхах апсид (церковь Санта-Мария-де-Тауль, Испания, начало 12 века) или в виде рельефов на тимпанах церковных порталов (монастыри Сен-Жиль-дю-Гар близ Арля, 12 век; Сен-Трофим в Арле, около 1180-1200), перешёл в готическом искусство («Королевский портал» собора Нотр-Дам в Шартре, 1145-55). На иконах византийского круга как самостоятельный сюжет встречается редко (двусторонняя икона «Видение пророкам Иезекиилю и Аввакуму» из монастыре Иоанна Богослова в Поганове, Болгария, около 1395, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее, София). В живописи Ренессанса «Видение Иезекииля» встречается в виде исключения (алтарный образ Рафаэля, около 1515-18, Палаццо Питти, Флоренция). В росписи Армадио-дельи-ардженти (шкафчике для хранения церковного серебра, около 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико видение Иезекииля представлено в виде мистического колеса, с фигурками Иезекииля и папы Григория Великого под ним.

В самостоятельный сюжет выделилось и «Видение Иезекиилем поля костей» (миниатюры «Слова Григория Назианзина», 879-882, Национальная библиотека, Париж), он вошёл составной частью в сцены «Страшного суда» (росписи Л. Синьорелли в соборе Орвието, около 1499-1505; Микеланджело в Сикстинской капелле, 1536-41; Я. Тинторетто в Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция, около 1577-87). Мастеров 20 века снова стало привлекать «Видение Иезекииля» (М. А. Врубель, 1906, ГРМ; Д. Бомберг, 1912, галерея Тейт, Лондон; Дж. Эпстин, 1930, Художественная галерея, Окленд).

Лит.: Neuss W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst bis zum Ende des 12. Jahrhunderts. Мünster, 1912.

С. В. Бабкина; И. Л. Бусева -Давыдова (иконография).