Ифугао

ИФУГАО (самоназвание ifugaw/ipugo - живущие на земле/в горах), один из филиппинских горных народов на севере острова Лусон (провинция Ифугао, административный район Кордильера). Живут также в провинциях Кирино, Исабела, Нуэва-Виская. Делятся на группы: тували (буквально - настоящий, истинный), или кианган (34 тысячи человек - 2007, оценка); батад, или айанган (65 тысяч человек); маяояо (47 тысяч человек); амганад (свыше 30 тысяч человек); каллахан (свыше 30 тысяч человек). Диалект и культура тували считаются эталонными. Говорят на языке ифугао центрально-кордильерской группы, каллахан - на языке южно-кордильерской группы северо-лусонской ветви филиппинских языков. Письменность на латинской основе; на языке тували ведётся школьное обучение, на языке амганад - радиопередачи. Большинство говорит также на илоканском языке, старшее поколение - на английском языке, с начала 21 века среди молодёжи распространён тагальский язык (его преподают в школе). В основном сохраняют традиционные верования, есть небольшое число христиан (с конца 19 века распространяется католицизм, в 20 веке - протестантизм, филиппинские синкретические культы, Церковь Христа, свидетели Иеговы и др.).

Реклама

Ифугао Контакты с испанцами с середины 18 века. Попытки христианизации и переселения на равнину вызвали сопротивление ифугао. В начале 20 века сотрудничали с американцами; тогда же среди ифугао распространился английский язык, была прекращена практика охоты за головами, возобновлённая во время 2-й мировой войны. В период диктатуры Ф. Маркоса ифугао поддерживали повстанцев-маоистов хук (в частности, их совместными действиями было предотвращено строительство плотины на реке Агно и затопление территории ифугао).

Основное занятие - поливное рисосеяние (в районе Силипан суходольное); выращивают также таро, бананы, с 17-18 века - камоте (сладкий картофель), чайот, маниок, кофе, табак, ананасы, с 20 века - бобы на продажу, капусту. Ифугао знамениты как создатели древней системы террасного земледелия, орошения и дренажа рисовых полей: рисовые террасы Бенауэ (не позднее начала нашей эры) включены в список Всемирного наследия. Разводят свиней, кур, на рисовых полях - рыбу; буйволов покупают на равнинах для жертвоприношений. До 20 века была широко распространена охота (в том числе загонная с собаками) на диких свиней, оленей, цивет, с сетями - на летучих мышей, с ловушками - на птиц. Основная пища - рис, камоте, жареные побеги; 80% белковой пищи составляли съедобные улитки; ели также саранчу, термитов и др. Развиты резьба по дереву, плетение из бамбука и ротанга, сохраняется кузнечное ремесло (у мужчин), ткачество из хлопка на наспинном станке (у женщин; распространена техника икат, вышивка); гончарство утрачено.

Ифугао Традиционное общество ранговое; высший ранг (кадангьянг) приобретался обладателями унаследованного богатства (исчислявшегося в рисовых полях, китайских кувшинах, бронзовых гонгах и агатовых ожерельях) и на основе личных качеств - воинской доблести (охота за головами), ораторского искусства, дипломатических способностей (функции посредников при конфликтах), удачливости (обладание маной). Женщины достигали высших рангов независимо от мужчин. Претендент(ка) устраивал(а) серию престижных праздников типа потлача, завершавшуюся установлением под домом массивной «скамьи для отдыха» (хагаби, камалига) из ствола красного дерева с концами в виде зооморфных фигур. Не имели надобщинных властных структур. Дети простых общинников (навотвот, натумок) с 5-6 лет ночевали в домах молодёжи (агаманг), пользовались добрачной половой свободой; в женских агамангах неженатая молодёжь практиковала пробные браки, после рождения ребёнка совершались брачные церемонии и пара отселялась в отдельный дом. Для детей представителей высшего ранга практиковался колыбельный сговор. Существовала строгая моногамия при относительно лёгком разводе. Имущество супругов оставалось раздельным; традиционно первые 2 ребёнка получали всю наследственную собственность родителей (дом получала старшая дочь), 3-й - совместно нажитую, остальные - ничего. Родителей, отдавших всю собственность старшим детям, наследники обеспечивали животными для жертвоприношений. Счёт родства билатеральный. Сакральный центр ифугао - муниципалитет Кианган. Ифугао - создатели сложнейшей политеистической системы с сотнями классов богов, богатейшей мифологии (о потопе, происхождении культурных растений, ссоре Солнца и Луны и т.п.) и уникального женского (исполняется женщинами и для женщин) героического эпоса худхуд (в 2001 объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества). Основной сюжет: герой отправляется на охоту за головами и в результате добывает жену, описываются 3 битвы, не сопровождающиеся кровопролитием и завершающиеся женитьбой противников на сёстрах друг друга. Худхуд исполняют на полях во время жатвы риса и во время погребальных обрядов (ночных бдений при покойнике, умершем естественной смертью в преклонном возрасте, и при вторичном погребении; местами форма худхуда соединяется с содержанием заупокойной мессы, во время исполнения дух покойного вселяется в одного из присутствующих и через него говорит с родственниками). Из других жанров - частушки (ливлива), песни, сказки и др. Музыкальные инструменты - плоские бронзовые гонги, деревянные била, барабаны, флейты, варганы, бамбуковые трещотки, хордофоны (из бамбука и ротанга). Основа традиционного танца - имитация мужчинами движений петухов, женщинами - кур.

Современные ифугао заселяют лесные угодья в Сьерра-Мадре, принадлежавшие негрито, покупают рисовые поля в соседних провинциях, работают в Маниле, женщины уезжают на заработки в Сянган, Корею, Сингапур, мужчины - в ОАЭ, Австралию. Имеют высокий уровень образования, среди ифугао есть учителя, священники, торговцы, полицейские, высшие офицеры.

Лит.: Villaverde J. Supersticiones de los Igorrotes Ifugaos // El Correo Sino-Annamita. 1912. Vol. 38; Barton R. F. The Religion of the Ifugaos. [Menasha], 1946; idem. The mythology of the Ifugaos. Phil., 1955; idem. Ifugao law. Berk.; L., 1969; Lambrecht Fr. The hudhud of Dinulawan and Bugan at Gonhadan // Saint Louis Quarterly. 1967. Vol. 5. №3-4; Conklin Н. С. Ethnographic atlas of Ifugao. А study of environment, culture, and society in Nothern Luzon. New Haven; L., 1980; Станюкович М. В. Социализация детей и подростков у ифугао (Филиппины) // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983; она же. Охота за головами у ифугао: Практика и ритуал (по материалам начала XX в.) // Маклаевские чтения 1995-1997 гг. СПб., 1997; Stanyukovich М. V. Peacemaking ideology in а headhunting society: Hudhud, women’s epic of the Ifugao // Hunters and gatherers in the modern world. N. Y.; Oxf., 2000; Dulawan L. S. Ifugao: culture and history. Manila, 2001.

М. В. Станюкович.