Иисусова молитва

ИИСУСОВА МОЛИТВА, особый вид углублённой молитвы, известной у  восточных подвижников с 5 века. По утверждению некоторых церковных писателей, Иисусова молитва была дана апостолам самим Иисусом Христом. Согласно Григорию Паламе, Иисусову молитву совершала в отроческие годы Дева Мария.

Иисусова молитва, творимая духом, с концентрацией ума в сердце, в виде «умного делания», была известна ещё в древней Церкви. Более или менее ясные указания на неё встречаются в 3 веке у Климента Александрийского, в 4 веке - у Василия Великого и Иоанна Златоуста, в 5 веке - у Диадоха Фотикийского и др. На Афон Иисусову молитву перенёс в 13 веке Григорий Синаит. Мистический смысл молитвы был описан в 14 веке в трудах Никифора Отшельника и др., которые дали полное изложение связанного с этой молитвой метода концентрации ума в сердце, включающего соритмизацию дыхания и самого биения сердца с ритмикой формулы творимой умом молитвы.

Практика Иисусовой молитвы сохранилась только в  восточной Церкви. Необходимым условием совершения Иисусовой молитвы святые отцы считают покаяние и смирение (Иоанн Лествичник и Паисий Величковский). Молитва тесно связана с методом; повторение молитвы должно быть ограничено определённым числом по чёткам. Формула и содержание молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; сокращённые формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Вторая половина Иисусовой молитвы - формула «помилуй мя» - имеет корень в Ветхом Завете и часто встречается в псалмах царя Давида. Широкую известность получила так называемая исихастическая молитва, которая практиковалась афонскими и византийскими монахами в 13-14 веках (смотри Исихазм).

Реклама

Первые данные о распространении Иисусовой молитвы на Руси связаны с именем преподобного Антония Печерского. О беспрестанной молитве говорится в кратких житиях печерских монахов Никона Черноризца, Григория Чудотворца и др. Исихастом-практиком был преподобный Сергий Радонежский. В поучениях преподобного Серафима Саровского о молитве нельзя не обратить внимания на то, что великий старец цитирует таких столпов исихазма, как святые Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, а также Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Макария Великого.

Лит.: Сборник о молитве Иисусовой. М., 1994; Мейендорф И. История церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000; Амвросий (Ермаков), игумен. Учение об Иисусовой молитве по трудам Феофана Затворника // Церковь и время. 2005. №1; Осипов А. И. Учение о Молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и в «Откровенных рассказах странника» // Там же.

С. П. Зверев.