Икат
ИКАТ (от индонезийского менгикат - перевязывать, связывать), ткань, окрашенная с помощью особой техники, при которой орнамент наносится на нити способом резервирования в процессе подготовки пряжи к тканью. При узорном окрашивании нитей основы получается основный икат, утка - уточный икат, обеих нитей - двойной икат. Узоры иката имеют размытые, ступенчатые контуры. Лицевая и изнаночная стороны ткани практически одинаковы, что придаёт ей особую ритуальную ценность (как праздничные ткани, подношение богам и т.д.).
По археологическим и письменным источникам, икат известен с 6-7 века нашей эры в Индии, Юго-Восточной Азии, Йемене, Центральной и Средней Азии (Бухара, Синьцзян), Японии; эта техника применялась также в Южной и Центральной Америке. Икат производится на ручном ткацком станке. Нити будущего полотна натягиваются на раму по размеру изделия (например, сари), плотно обматываются ниткой в соответствии с будущим узором; при погружении в краситель эти участки остаются непрокрашенными. Последовательное перевязывание и окрашивание проводятся от 2 до 6-7 раз. Красители - натуральные (индиго, мареновый), ныне также искусственные. В Индии икат (бандхана, читка, патола) изготавливается из шёлка (двойной и одинарный) и хлопка (одинарный). Хлопковый икат, производимый в Андхра-Прадеш (Почампалли и др.), экспортировался в страны Персидского залива. Драгоценный двойной шёлковый икат патола, производимый в Гуджарате и Ориссе, считается тканью максимальной ритуальной чистоты и в этом качестве применяется для свадебной одежды в Индии и Индонезии, куда он импортировался с 1-го тысячелетия гуджаратскими купцами и особенно в 16-19 веках европейскими торговыми компаниями.
Реклама
Шёлковые и хлопковые икаты Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии орнаментированы в основном мифологическими сюжетами, по стилю напоминают предшественниц иката - циновки из раскрашенных бамбуковых щеп и текстильных нитей. В Японии двойной или одинарный, обычно двухцветный (окрашенный индиго) хлопковый икат (касури) служит традиционным материалом для мужского кимоно и в качестве декоративной ткани. Узоры японских икатов, как правило, рассыпаны по полю или выполнены в виде медальонов и вставок, иногда на полосатом фоне. В Средней Азии (в Бухаре, Самарканде, Ходженте, Намангане, Маргилане) производство шёлковых и полушёлковых икатов (атлас, канаус, адрас) достигло особенного развития в 19 - начале 20 века. Техника среднеазиатских икатов основная, характерны крупные, сплошь покрывающие ткань геометрические мотивы (абр, абрбанди; буквально - вязание облаков). В Центральной Америке существовали шерстяные икаты.
Лит.: Mehta R. J. The handicrafts and indu-strial arts of India. Bombay, 1960; Gillow J., Barnard N. Traditional Indian textiles. L., 1991; Meher К. Ch. The orissan art of weaving. 2nd ed. Bargarh, 1995; Иванова Е. В. Одежда и украшения народов Юго-Восточной Азии. СПб., 2002; Грезы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары. СПб., 2006.
Е. Н. Успенская.