Икбал Мухаммад

Икбал МухаммадИКБАЛ Мухаммад (9.11.1877, Сиалкот, провинция Пенджаб - 21.4.1938, Лахор), поэт, философ, общественный и религиозный деятель Британской Индии. По профессии адвокат. Выходец из рода кашмирских брахманов, принявших ислам.

Окончил в 1899 году Правительственный колледж в Лахоре. В 1905-08 изучал философию и право в Кембридже (в Тринити-колледже, где его главными наставниками были Дж. Э. Мак-Таггарт и Дж. Уорд), затем - в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах. В Мюнхене защитил диссертацию «Развитие метафизики в Персии» («The development of metaphysics in Persia», 1908). По возвращении в Индию Икбал посвятил себя, прежде всего, литературной деятельности. За заслуги в этой области пожалован британским королём и императором Индии Георгом V в 1922 году титулом сэра.

Если в ранний период он писал стихи на родном урду (включены в 1-ю часть сборника «Звон караванного колокольчика» - «Банг-и дара», 1924, русский перевод 1964), то в европейский период он переходит на фарси, язык его литературных вдохновителей, прежде всего, Руми. Он публикует на персидском языке философские поэмы «Таинства личности» («Acpäр-и худи», 1915) и «Иносказания самоотречения» («Рамуз-и бекхуди», 1918), сборник лирической поэзии «Послание Востока» («Пайам-и машрик», 1923), созданный под влиянием «Западно-восточного дивана» И. В. Гёте, и сборник «Персидские псалмы» («Забур-е Аджам», 1927), содержащий газели, маснави, поэмы «Джавид-наме» (1932), «Странник» («Мусафир», 1934). В произведениях Икбала развиваются традиционные темы суфийской поэзии и мистики («путешествие» как образ духовного восхождения человека, концепция «совершенного человека» и др.). Человек в поэзии Икбала предстаёт космическим странником, пытающимся разрушить «стеклянный колпак небосвода», чтобы приблизиться к Богу. Публицистической остротой отличаются опубликованные на урду сборники стихов «Крыло Гавриила» («Бал-и Джабраил», 1935), «Удар посоха Калима» («Зарб-и Калим», 1936), а также «Дары Хиджаза» («АрмагЗн-и Хиджаз», 1938, на персидском языке).

Реклама

С середины 1920-х годов Икбал активно участвовал в политической жизни страны. В 1926 избран в Законодательное собрание Пенджаба. В начале своей общественной деятельности был сторонником единой Индии и равенства всех представленных на её территории конфессий. В 1928 в лекциях, прочитанных в индийских университетах Мадраса, Хайдарабада и Алигарха, выступил с идеей обновления ислама («Реконструкция религиозной мысли в исламе» - «The reconstruction of religious thought in Islam», лахорское издание - 1930, дополненное английским изданием - 1934; русский перевод М. Т. Степанянц, 2002), а в декабре 1930 на сессии Всеиндийской мусульманской лиги в городе Аллахабад выдвинул лозунг создания самостоятельной мусульманской провинции в составе Индийской федерации (это дало основание впоследствии объявить Икбала «духовным отцом Пакистана»). В 1931-32 годах принимал участие в англо-индийского «круглого стола» конференциях в Лондоне.

Усматривая причины архаичности и даже отсталости организации индийского общества, а также внешней зависимости Индии в практиковавшемся веками взгляде на мир как на иллюзию (концепция майи в веданте и т.п.), Икбал противопоставлял этому вероучение ислама, не требующее отречения от мира, но, напротив, предусматривающее деятельное участие человека в его судьбах как «свободного ответственного существа». Основной целью Корана Икбал полагал пробуждение в человеке осознания своей активной роли в качестве сотворца в бытийном развёртывании мироздания: «Мир - это не только то, что можно ощутить и познать... но и то, что можно сотворить и переделать». Формулируемый Икбалом концепт национальной общности основывается не на географической, этнической, языковой или социальной однородности, но на общности веры (мусульманское сообщество как единая нация, связанная единством религиозно-правовой системы - шариата). С этой точки зрения Икбал рассматривал начатое Джамаль-ад-Дином аль-Афгани панисламское движение как путь к упрочению культурных, экономических и политических связей между мусульманскими странами, их солидарности перед лицом общих проблем.

В Пакистане, Индии, Великобритании, Канаде и других странах для изучения творческого наследия Икбала созданы научные общества Икбала, в Пакистане действует Академия Икбала (Лахор). Имя Икбала носит Открытый университет в Исламабаде, международный аэропорт в Лахоре. Прах Икбала покоится в мавзолее в Лахоре. 9 ноября отмечается в Пакистане как День Икбала.

Соч.: Избранное. М., 1981.

Лит.: Аникеев Н. П. Выдающийся мыслитель и поэт М. Икбал. М., 1959; Vahid 5. Л. Iqbal. His art and thought. S.I., 1959; Пригарина Н. И. Поэзия М. Икбала (1900-1924 годы). М., 1972; она же. Поэтика творчества М. Икбала. М., 1978; Творчество М. Икбала. Сб. статей. М., 1982; Singh I. The ardent pilgrim: an introduction to the life and work of М. Iqbal. Delhi, 1997; Diagne S. В. Islam et société ouverte: la fidélité et le mouvement dans la philosophie de М. d’Iqbal. Р., 2001; Ghani А., Ilahi К. А bibliography of Iqbal. Lahore, 1959.

В. Н. Москаленко.