Икебана
ИКЕБАНА (икэбана), вид японского декоративно-прикладного искусства, составление цветочно-растительных композиций. Термин «икебана» утвердился после 1955 года, обобщив все ранее существовавшие (под различными названиями) школы и направления. Традиционная классическая икебана отличалась строгой регламентацией формы, элементы которой наделялись символическим смыслом. Букет цветов подбирался в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина дома; обычно ставился в нише (токонома) в интерьере чайного павильона, главной комнате дворца или дома.
Искусство икебаны восходит к обычаю украшать цветами изображения Будды Шакьямуни, пришедшему в Японию из Северной Индии. В 15-19 веках лидирующее положение занимала школа икэнобо, практиковавшая стиль рикка. Композиции в этом стиле состояли из 7 основополагающих элементов (в 18 веке добавили ещё два), символизирующих различные пейзажные образы (холм, водопад, город, долину и др.); их соединение должно было выражать единство и противоположность начал инь и ян. В пределах рикка были разработаны 3 стилевые манеры (син - формальная, гё - полуформальная и со - неформальная) и 29 форм (композиция в широком плоском сосуде с песком, только из одного вида растений и т.д.). Наряду со школой икэнобо сущее ствовали и другие направления и школы, в том числе стиль нагэирэ. В трактате «Нагэирэ Киси-но Нами» (1740) говорится о 3 разновидностях нагэирэ: тябана («цветы для чая», основана в 16 веке Сэнно Рикю, который включил цветочную композицию в общий ансамбль чайной церемонии), сёка, или сэйка («живой цветок», в его основе асимметричная форма с 3 главными линиями, соответствующими Небу, Человеку и Земле), и икэгоми (большое количество цветов в вазе).
Реклама
В 20 веке традиционная эстетика икебаны была реформирована мастером Унсином Охарой, в начале 1910-х годов положившим начало стилю морибана («нагромождённые цветы»), в котором композиции создавались в горизонтальных, а не вертикальных ёмкостях. Для крепления растений он использовал не песок, а металлические цилиндры с перегородками (сиппо), позднее сменившиеся кэндзанами (металлические наколки); включал в свои композиции европейские цветы. В 1930-х годах развивалось направление дзэнэйбана (цветы в авангардном стиле): в нём была открыта красота увядающих и засохших растений, стали использоваться тропические растения, перья, пряжа, металл, пластмасса, стволы деревьев и т.д. Произведения современной икебаны отражают влияние модернистской скульптуры, авангардистских инсталляций, абстракционистских дизайнерских объектов и т.п. На начало 21 века в Японии существует около 3 тысяч школ икебаны со своими системами обучения.
Лит.: Fujiwara Y. Rikka: the soul of japanese flower arrangement. Tokyo, 1976; Пронников В. Икэбана, или Вселенная, запечатленная в цветке. М., 1985; Flower arrangement. The ikebana way. Tokyo, 1988; Masanobu К. The history of ikebana. Tokyo, 2003; Николаенко Н. Икэбана. М., 2005.
Г. Б. Шишкина.