Иконология

ИКОНОЛОГИЯ, направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа произведений изобразительного искусства и архитектуры. Иконология  является продолжением иконографии, но в отличие от неё предполагает расширительный метод интерпретации, обнаруживая за прямым (предметным) смыслом изображения дополнительные значения (религиозный символизм, изобразительные аллегорические симптомы культурно-исторических и психологических процессов). Слово «иконология» впервые было употреблено в заголовке книги Ч. Рипы «Иконология, или Описание изображений, заимствованных из античности и других источников» (1593); первоначально оно обозначало всякое собрание и описание образов (не обязательно изобразительных, но и, например, литературных, религиозных, моральных, философских). Забытый в 19 веке термин вновь появился сначала в статье А. Варбурга «Итальянское искусство и интернациональная астрология в Палаццо Скифаноя в Ферраре» (1912), а затем в сочинениях голландского историка искусства Г. Й. Хогеверффа. Но только благодаря Э. Панофскому понятие «иконология» обрело широкое распространение и признание.

Реклама

Метод символической интерпретации, обозначенный позднее как иконология, сложился в трудах А. Варбурга, выявлявшего в произведениях искусства череду существующих вне истории и независимо от человека архаических сакральных символов, которые наглядно проявили себя в античности и продолжают жить в культуре последующих эпох. Согласно Варбургу, эти символические протоформы («формулы пафоса») человеческое сознание способно усваивать только посредством их помещения в рациональный дискурс истории культуры. Прямыми последователями Варбурга были Ф. Заксль и Э. Винд. Э. Панофский описал произведения искусства в виде трёхчастной смысловой структуры (первичный сюжет, вторичный конвенциональный смысл и «внутреннее значение», или содержание), каждому уровню которой соответствует один из способов анализа (формальный, иконографический и иконологический) и одно из средств изучения (практический опыт, письменные источники, «синтетическая интуиция»). Дальнейшее развитие иконология получила в трудах Я. Бялостоцкого, понимавшего иконологию как «интерпретационную иконографию». Он ввёл понятие «обрамляющие темы» (универсальные внеисторические идеи, мотивы, сюжеты и т. д. как проявление общечеловеческого, экзистенциального опыта). Значительный вклад в развитие иконологии внёс Р. Виттковер, различавший 4 уровня значения «визуального символа» (буквальный, литературный, переносный и экспрессивный) и 4 степени объективности интерпретации (буквальное значение интуитивно доступно всем, литературное - постигается через специальные знания, переносное - через поэтическую восприимчивость и эмоциональное сопереживание, экспрессивное - через способность к сотворчеству). К истории архитектуры иконологический метод был применён Г. Бандманном, для которого архитектура - «носитель значения», представленного 4 типами (символическим, аллегорическим, историческим, эстетическим), которые соответствуют 4 типам человеческого сознания и проявляются в архитектурной типологии и морфологии. Психологического истолкование иконологии можно найти в трудах Э. Гомбриха, полагавшего, что лишь первоначальный смысл, заложенный в произведение творцом, доступен для последующего объективного анализа и понимания. Он видел в изобразительном искусстве диалог художника и зрителя, которые на равных пользуются так называемой визуальной энциклопедией, т. е. общеупотребительным ресурсом художественных знаков. Для Х. Зедльмайра и В. Хофманна иконология - метод диагностирования визуальной симптоматики душевных и духовных процессов; для У. Дж. Т. Митчелла - средство соотнесения и сопряжения между собой визуальных и текстуальных аспектов художественной изобразительности. С точки зрения М. Имдала, иконология должна быть дополнена так называемый иконикой - наиболее общей дисциплиной, учитывающей «работу глаза», т. е. смыслопорождающую функцию зрения как художника в процессе создания произведения, так и зрителя в процессе его восприятия. Наконец, «антропология образа» (Х. Белтинг) основана на признании «медиального» (опосредующего, интертекстуального) характера всякой изобразительности, принимающей в том числе и форму искусства и предполагающей иконологический подход.

Лит.: Wittkower R. Interpretation of visual symbols in the arts // Studies in Communication. L., 1955; Saxl F. Lectures. L., 1957. Vol. 1-2; Bialostocki J. Iconography and iconology // Encyclopedia of world art. N. Y., 1963. Vol. 7; Либман М. Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964; Соколов М. Н. Границы иконологии и проблемы единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII-XVII вв. М., 1977; он же. Природа Торжествующая. Иконология бытовых образов Возрождения и Барокко. М., 1993; Sedlmayr Н. Kunst und Wahrheit: zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. 2. Aufl. Mittenwald, 1978; Warburg А. Ausgewählte Schriften und Würdigungen. 2. Aufl. Baden-Baden, 1979; Imdahl М. Giotto: Arenafresken: Ikonographie, Ikonologie, Ikonik. Мünch., 1980; Mitchell W. J. Т. Iconology: image, text, ideology. Chi., 1986; Гомбрих Э. Х. О задачах и границах иконологии [ 1972) // Советское искусствознание. М., 1989; Рубцов Н. Н. Иконология: история, теория, практика. М., 1990; Wind Е. The eloquence of symbol: studies in humanist art. Oxf., 1993; Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999; Belting Н. Bild-Anthropologie. Мünch., 2001; Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. СПб., 2004.

С. С. Ванеян.