Иконография

ИКОНОГРАФИЯ (от греческого είκών - изображение, образ и ...графия),

1) устойчивая система изображения каких-либо персонажей, предметов, сюжетов и т. п. в изобразительных искусствах. В узком и наиболее характерном смысле иконография - особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. В более широком понимании - отражение конвенциональности, символизма и ритуальности социальной жизни вообще и человеческого поведения в частности. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, репрезентируя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т.д.).

Повторяющиеся иконографические типы (в сценах охоты и т. п.) появляются уже в первобытном искусстве. Сложные иконографические системы представлены в искусстве стран Древнего Востока (в том числе в Древнем Египте). Античное искусство обладает богатейшей иконографией, отражающей столь же разработанную мифологическую образность. Позднеантичный иконографический репертуар усваивается раннехристианским искусством, совершающим специфическую интерпретацию языческого материала, наделяя его новым религиозным содержанием: художественные формы античного происхождения используются в сугубо христианском семантичном контексте (явление так называемого псевдоморфозиса).

Реклама

Западнохристианской средневековой традиции с её пониманием сакрального образа как наглядно-дидактического эквивалента священного текста в целом присуща большая иконографическая свобода, чем восточнохристианскому искусству, которое отличается более мистическим и созерцательным отношением к священному образу (иконе) и, соответственно, более имперсональным характером самого творчества, подчинённого строгим правилам изготовления изображения. Письменная фиксация иконописного канона - разного рода иконографические «подлинники», в том числе лицевые, т. е. содержащие соответствующие композиционные схемы. Позднее западное Средневековье знаменуется существенным обогащением и обновлением иконографического материала, что связано, прежде всего с ростом индивидуального - более эмоционального и личностного - благочестия, подразумевающего в том числе и визионерский опыт. Появляются разнообразные «книги образцов» - сборники готовых изобразительных мотивов, отчасти происходивших из натурных штудий.

Эпоха Возрождения характеризуется не только возобновлением языческой, античной, мифологической иконографией, но и общей аллегоризацией смысловых составляющих искусства, стремлением зачастую к сознательной изобразительной зашифрованности (энигматичности, иероглифичности). Одна из целей созерцания изображения (наряду с получением эстетического удовольствия) - разгадывание подразумеваемого смысла. Облегчению подобной задачи служат соответствующие сборники - собрания эмблем, аллегорий и пр. (иконографический компендиум «Иконология...» Ч. Рипы, 1593). В искусстве Северного Возрождения и повседневные вещи, и события нередко обладают «скрытым символизмом», наделяются определённой сакральной семантикой. В 17 веке жанровая система и сопутствующие ей новые образы начинают замещать сакральную иконографию предыдущих эпох, хотя в произведениях голландской живописи с её бытовым реализмом несомненны отголоски религиозной энигматики эпохи гуманизма. В последующие эпохи традиционные иконографические схемы либо упраздняются (в романтизме, реализме и др.), либо, насыщаясь бытовыми деталями, переходят в развитую иллюстративно-литературную сюжетику (в академизме и символизме). Вместе с тем возникают и новые иконографические модели (неотрадиционализм; всякого рода идеологически ангажированное искусство, в том числе и тоталитарное, которое также предполагает устойчивый набор тем и мотивов).

2) Направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства. Иконография  сосредоточена преимущественно на прямом смысле изображения, которое для иконографии прежде всего визуальная репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи, темы, концепции, литературного образа, текста и т.д. Любое произведение изобразительного искусства трактуется как вариант представления некоторого объекта, который необходимо идентифицировать, а затем поставить в один ряд с прочими вариантами изображения того же объекта, явления и т. п. Поэтому иконографии присущ описательный характер; её главные задачи - классификация, систематизация и типологизация изобразительного репертуара, а также создание индексов, словарей, указателей. Основное понятие иконографического анализа - изобразительный мотив, производными от которого являются сюжет, тема, повествование и т. д. Иконографический анализ произведения должен выявить конкретный источник его содержания; этим источником может быть и письменный текст, и другое изображение. Таким образом, иконографии присуща источниковедческая направленность, что отразилось на истории формирования иконографии как метода.

Истоки иконографического подхода можно видеть в античном жанре экфрасиса - литературного описания произведений искусства (Плиний Старший, Филострат Старший, Павсаний), традиция которого переходит и в средние века (Евсевий Кесарийский, святой Иоанн Златоуст, Михаил Пселл, патриарх Фотий). Иконографические описания даются Дж. Вазари в «Жизнеописаниях...» (1550); впервые по-настоящему иконографический метод используется Дж. П. Беллори в его «Жизнеописаниях современных живописцев...» (1672), где идентификация мотива прямо связывается с нахождением источников - как христианских, так и классических. Но последовательное развитие иконографического подхода совершается в рамках церковной археологии, начало которой положил трактат «Об изображении и воплощении святых» И. Молануса (1570). Классическое направление в иконографической археологии представлено трудом Б. де Монфокона «Истолкованная и запечатленная в картинах античность» (т. 1-15, 1719-24).

Немецкий романтизм ознаменовался появлением сочинения Ф. Крейцера «Символика и мифология древних народов, в особенности греков» (т. 1-4, 1810-12). Как самостоятельная источниковедческая дисциплина иконография была обоснована Ф. Пипером («Введение в монументальную теологию», 1867) и особенно А. Шпрингером («Иконографические исследования», 1860). В Великобритании началу иконографии как самостоятельной науки было положено сочинением «История Господа нашего, представленная в памятниках искусства» А. Джеймсон и Э. Истлейк (т. 1-2, 1864). «Гений христианства» Ф. Р. де Шатобриана (1802) предвосхищает всю французскую иконографическую традицию 19 века, начало которой - «Христианская иконография: История Бога» А. Н. Дидрона (1843), а завершение - монументальный труд Р. де Флери «Христианская археология: святые согласно мессе и прочим памятникам» (т. 1-10, 1893-1900). Иконографические труды Э. Маля («Религиозное искусство Франции XIII века...», 1898, и др.) помещают иконографию в культурно-историческую традицию науки об искусстве, в то время как иконографическая концепция А. Грабара совмещает традиционные иконографии в рамках церковной археологии («Император», 1936) с элементами лингвистической теории и истории идей («Византийское иконоборчество», 1957; «Христианская иконография: исследования её истоков», 1961).

Труды представителей венского искусствознания начала 20 века («Позднеримская художественная индустрия...» А. Ригля, 1901; «Происхождение христианского искусства» Й. Стшиговского, 1920; «История искусства как история духа» М. Дворжака, 1924; «Литература об искусстве» Ю. фон Шлоссера, 1924) подготовили появление иконологии (А. Варбург, Э. Панофский и др.).

В целом лексикографически-классификационная тенденция доминирует в иконографических исследованиях, что выражается в появлении многочисленных компендиумов, словарей, справочников и индексов. В 20 веке французская церковно-археологическая традиция нашла выражение в грандиозном «Словаре христианской археологии и литургики» Ф. Каброля и А. Леклерка (т. 1-30, 1913-53). Сугубо искусствоведческий подход демонстрирует словарь Л. Рео (1955-59). Из немецких изданий первому направлению соответствует словарь учёного-иезуита Э. Киршбаума (1994), а второму - труд по христианской иконографии Г. Шиллер (1995). В 1917 Ч. Р. Мори положил начало Индексу христианского искусства в Принстонском университете, учитывающему ныне более 2 тысяч произведений (копии индекса хранятся в Библиотеке Дамбартон-Окса, Библиотеке Ватикана и др.). Аналогичные индексы существуют в Лейденском, Утрехтском университетах, в Институтах Варбурга и Курто в Лондоне и др.

Становление отечественной иконографической школы связано с началом изучения древнерусской живописи [«Исторические рассуждения» митрополита Евгения (Болховитинова), 1817; «О значении отечественной иконописи» И. М. Снегирёва, 1848]. Для Ф. И. Буслаева («Общие понятия о русской иконописи», 1866) иконопись как «символическое толкование Писания» состоит из двух элементов: художественного (античное наследие) и религиозного (новое богословие), дополняемых «верующим воображением художника». Значительным вкладом как в отечественную, так и мировую иконографическую методологию явились труды Н. П. Кондакова; ключевое понятие его концепции - «иконографический процесс» как альтернатива формально-стилистической истории искусства. В рамках церковной археологии иконография обогатила научную деятельность Н. В. Покровского и А. П. Голубцова, для которых характерно привлечение богословия и литургики как средств расширения иконографического подхода. Христианской иконографии посвящены также труды Е. К. Редина («Заметки по христианской иконографии», 1894) и Д. В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900).

Современные иконографические исследования - преимущественно междисциплинарные изыскания, учитывающие подходы религиозной истории, литературоведения, психологии, антропологии, а также социологии, семиологии и других гуманитарных дисциплин (Х. Белтинг, С. Синдинг-Ларсен; в отечественной науке - В. Н. Лазарев, О. С. Попова, Э. С. Смирнова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. В. Квливидзе, О. Е. Этингоф, Е. И. Ротенберг, М. Н. Соколов, А. Л. Баталов и др.).

Иконография

Лит.: Biatostocki J. Stil und Ikonoraphie: Studien zur Kunstwissenschaft. Dresden, 1966; Hermerén G. Representation and meaning in the visual arts. А study in the methodology of iconography and iconology. Lund, 1969; Лазарев В. Н. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970; Waal, van de Н. Iconclass: an iconographic classification system. Amst. а.о., 1973-1985. [Vol. 1-17]; Ikonographie und Ikonologie: Theorien, Entwicklung, Probleme / Hrsg. Е. Kaemmerling. 3. Aufl. Кöln, 1984; Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России: (Ф. И. Буслаев, Н. П. Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX в. М., 1986; Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись XVII в. Тематические принципы. М., 1989; Kirschbaum Е. Lexikon der christlichen Ikonographie. Freiburg; В., 1994. Bd 1-8; Braun L. Iconographie et philosophie: Essai de définition d’un champ de recherche. Strasbourg, 1994; Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. Gütersloh, 1995. Bd 1-5; Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999; он же. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001; Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. М.; СПб., 2000; Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. М., 2000; Уваров А. С. Христианская символика. СПб., 2001; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 2004; Шалина И. А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005; Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006; Ванеян С. С. Симвология, археология, иконография и архитектура. М., 2006; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007.

С. С. Ванеян.