Иларион (Троицкий Владимир Алексее­вич)

ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич) [13(25).9.1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии - 28.12.1929, Ленинград], архиепископ Верейский, викарий Московской епархии, богослов, святой Русской православной церкви.

Родился в семье священника. Братья Илариона, Димитрий и Алексей, также приняли священство (Димитрий впоследствии стал архиепископом Брянским с монашеским именем Даниил). Окончил Тульскую семинарию (1906), Московскую духовную академию (МДА, 1910), был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. С августа 1911 доцент МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1908 путешествовал по христианскому Востоку, а в 1912 - по Западной Европе. В декабре 1912 года защитил магистерскую диссертацию «Очерки из истории догмата о Церкви», магистр богословия (январь 1913). В марте 1913 года принял монашеский постриг в скиту Параклита Троице-Сергиевой лавры, архимандрит (июль 1913). Инспектор, профессор (1913), исполняющий обязанности ректора (май - сентябрь 1917), помощник ректора (октябрь 1917 - апрель 1920) МДА. Представитель МДА на Поместном соборе Русской православной церкви 1917-18, где выступил за восстановление патриаршества в Русской церкви. Позднее секретарь и один из ближайших помощников патриарха Тихона по управлению Московской епархией. От лица Московского патриархата вёл переговоры с представителями советской власти. В 1920 году патриархом Тихоном рукоположен в епископа Верейского, викария Московской епархии и в 1923 году возведён в сан архиепископа.

Реклама

Дважды арестован «за антисоветскую деятельность» и заключён на короткие сроки в 1918-22. В июне 1922 года выслан в Архангельск. По возвращении в Москву в июне 1923 активно боролся против обновленческой «Живой церкви», вёл публичные диспуты с раскольниками и переговоры о возвращении обновленческих приходов в лоно Русской православной церкви. В июле 1923 заново освятил Собор московского Сретенского монастыря, который занимали обновленцы. В ноябре 1923 года осуждён на трёхлетнюю ссылку на Соловки. Принимал участие в составлении «Соловецкого послания» православных епископов к правительству СССР (июль 1926). Резко критиковал антицерковную политику советского правительства и чрезмерную лояльность по отношению к власти главы Церкви митрополита Сергия (Страгородского), однако считал необходимым всячески избегать внутрицерковного раскола. Пользовался исключительным авторитетом среди заключённого на Соловках духовенства, неоднократно выбирался старшим архиереем. По истечении срока заключения на Соловках за отказ от сотрудничества с ГПУ осуждён ещё на три года (ноябрь 1926). Накануне освобождения из заключения Иларион  «как социально опасный элемент» был вновь приговорён к трём годам тюрьмы (октябрь 1929) и отправлен в Казахстан, но по дороге заболел сыпным тифом и вскоре умер.

Иларион  принадлежит к кругу последователей славянофильства. Часто полемизировал с представителями западного академического богословия. Православное богословие Илариона опиралось на святоотеческие источники. Он считал, что богословие и подвижническая жизнь неразделимы. Главная тема его богословских трудов - экклезиология (учение о Церкви). Иларион  излагал новозаветное учение о Церкви и его последующее развитие в полемике с ересями гностицизма, монтанизма и донатизма. Экклезиология Илариона испытала влияние А. С. Хомякова и митрополита Антония (Храповицкого). Иларион  подчёркивал значение соборности Церкви, уподобляя её единство единству Святой Троицы. В то же время его учение о Церкви носит универсальный и клерикальный характер и относится к ригористическому, икономическому (смотри Икономия) направлению, отрицающему благодатность других христианских конфессий. Данное направление подвергалось критике за отрицание действительности таинств в инославии [митрополит Сергий (Страгородский), протоиерей Г. Флоровский и др.]. Вызвала серьёзную критику и сотериология Илариона, в которой Боговоплощение превалирует над спасительным значением Крестной жертвы Христа. Большой резонанс вызвали апологетические статьи Илариона, отстаивавшего невозможность христианства вне Церкви и раскрывавшего смысл Церкви как союза любви верующих, соединённых Христом в Своём Теле благодатью Святого Духа.

Мощи находятся в Сретенском монастыре Москвы (обретены 24 июля 1998). Причислен к лику новомучеников и исповедников российских в 2000 году.

Дни памяти - 15(28) декабря, 10(23) августа.

Соч.: Творения. М., 2004. Т. 1-3.

Лит.: Новые мученики российские / Сост. протопресвитер, М. Польский. [М.], 1993. Ч. 1; Сидоров А. И. Преосвященный Иларион (Троицкий) как богослов и церковный ученый // Иларион (Троицкий), архиепископ Очерки из истории догмата о церкви. М., 1997; Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиепископ Церковь как союз любви. М., 1998.

Свящ. Алексей Шеберг.