Ильин Владимир Николаевич

Ильин Владимир НиколаевичИЛЬИН Владимир Николаевич [1891 (в некоторых источниках, 1890), деревня Владовка Радомысльского уезда Киевской губернии - 23.10.1974, Париж], русский философ, богослов, культуролог, композитор, публицист.

Окончил физико-математический (1913), историко-филологический и философский факультеты Киевского университета (1917), Киевскую консерваторию по классу композиции. Приват-доцент Киевского университета (1918-19).

Зимой 1919 эмигрировал в Стамбул, где читал лекции по философии. С 1923 в Берлине. Окончил богословский факультет Берлинского университета (1925). Профессор литургики, апологетики, психологии, средневековой философии в Православном Свято-Сергиевском богословском институте (Париж; 1925-41); лектор на съездах Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Париже. С 1949 профессор Русской консерватории в Париже, Православного института Святого Дионисия. Доктор богословия (степень присуждена патриархом Московским и всея Руси Алексием I).

Реклама

Сотрудничал с журналом «Путь» Н. А. Бердяева. Участвовал в евразийском движении русской эмигрантской мысли. Вместе с П. Н. Савицким, Н. С. Трубецким, Г. В. Вернадским и др. публиковался в евразийских изданиях «Евразийская хроника» (1926-28), «Евразия» (1928-29). В 1929, несмотря на симпатии к евразийству, которое считал «универсальной» системой, основывавшейся на абсолютной онтологии положительного христианства, прекратил сотрудничество с газетой «Евразия», обвинив её в смешении добра и зла, выражающемся в лояльности к большевизму.

Испытал влияние С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и Н. А. Бердяева. Трудом своей жизни Ильин считал философское исследование «морфологии точного знания», «науки о форме», в том числе синтез метафизики свободы Бердяева и софиологии Булгакова. В философско-публицистических работах Ильин отстаивал резко контрреволюционные позиции, критиковал взгляды Бердяева как «марксистские». Революцию считал воплощением зла, не знающего своих грехов и Бога.

В философии культуры и культурологии испытал влияние О. Шпенглера. Решительно отвергая его релятивизм ценностей (поскольку это ведёт к признанию бессмысленности мирового процесса), Ильин следовал шпенглеровской концепции противопоставления культуры и цивилизации, полагая, что культура своим последним основанием имеет религию, а цивилизация, в лучшем случае, внерелигиозна. В своих работах Ильин указывал также на причины глубокого кризиса современной ему культуры, которые он усматривал в разделении, утрате взаимопонимания, соборности, главенстве иерархического принципа.

Как богослов, Ильин видел в христианстве религию, содержащую вечные ценностные элементы всех религий и культур. Основные культурологические идеи Ильина отражены в работах: «Атеизм и гибель культуры» (1929), «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929), «Религия революции и гибель культуры» (1987) и др.

Ильин - автор стихов, 3 симфоний, 2 опер и нескольких романсов, литературоведческих книг «Арфа царя Давида в русской поэзии» (1960) и «Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы» (1980), в которых дано богословское осмысление духовных исканий в русской литературе 18-19 веков. Неопубликованными остались главный труд Ильин «Общая морфология» - своеобразный синтез богословия и философии, а также работы по истории философии, науковедению и музыковедению.

Соч.: Преп. Серафим Саровский. Париж, 1925. М., 1996; Запечатанный гроб. Пасха нетления. Париж, 1926. Клин, 2001; Всенощное бдение. Париж, 1927; Шесть дней творений. Париж, 1930. Париж, 1991; Эссе о русской культуре. СПб., 1997; Миросозерцание графа Л. Н. Толстого. СПб., 2000.

Лит.: Князев А., протоиерей В. Н. Ильин [Некролог] // Вестник русского христианского движения. 1974. № 114; Бронникова Е. В. К истории взаимоотношений В. Н. Ильина и Н. А. Бердяева// Знамя. 1997. № 3; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.

А. А. Платонов.