Иллюстрация

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от латинского illustratio - освещение, наглядность), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст литературного или научного произведения; разновидность изобразительных искусств. Эволюция иллюстрации наиболее последовательно прослеживается в искусстве графики и тесно связана с историей книги. Входя в состав книги, газеты, журнала, иллюстрация (представленная рисунками, гравюрами, чертежами, фотоснимками, репродукциями и т.п.) дополняется декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы и т.п.), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Условно к иллюстрациям можно отнести различные изображения, созданные на основе литературных текстов, но не предназначенные непосредственно для оформления книги (например, работы С. Дали и П. Пикассо по мотивам романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса; рисунки Вал. А. Серова на темы басен И. А. Крылова и многие др.).

Самые ранние сохранившиеся иллюстрации сопровождают тексты папирусных свитков Древнего Египта. В свитках поздней античности (эллинистических, древнеримских и ранневизантийских) изображения выносятся в пустые пространства между строками или на поля. Роль иллюстраций изменяется при формировании традиционного типа листового кодекса - изображения в них нередко занимают целую страницу. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в 6-7 веках, получив особое распространение с 12 века; в конце 16 века в Китае возникает цветная гравюра на дереве. Условные изображения и иероглифические знаки образуют в китайских ксилографиях нерасторжимое единство. В Японии книжная графика появляется в начале 17 века, а её расцвет приходится на 18 - начало 19 века: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрациях всё бесконечное многообразие живого мира.

Реклама

Иллюстрация

В средневековых рукописных книгах иллюстрации выполнялись в технике миниатюрной живописи. В процессе развития рукописной книги миниатюра книжная стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Нового расцвета достигла книжная иллюстрация в связи с изобретением И. Гутенбергом книгопечатания (1440-1450-е годы). Особую группу образуют так называемые блочные книги (2-я половина 15 века, преимущественно в Германии), где текст и иллюстрации к нему вырезались на одной доске; иногда текст к такой «книге-картинке» вписывался от руки. Чаще гравированные на дереве иллюстрации включались в печатную наборную книгу; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца 15 - начала 16 века), и нередко раскрашивались от руки.

Иллюстрация С эпохи Возрождения иллюстрация всё чаще становится равнозначной по отношению к тексту, занимая в книге одинаковое с ним место: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора (например, Апокалипсис с гравюрами на дереве А. Дюрера, 1498). В 1481 году во Флоренции вышла «Божественная комедия» Данте с гравюрами Б. Бальдини, выполненными по рисункам С. Боттичелли; в 1499 в Венеции издатель-гуманист Мануций Альд Старший выпустил издание аллегорического романа «Гипнеротомахия Полифила» Ф. Колонны, в котором контурные иллюстрации гармонически соответствовали новому рисунку шрифта, образуя с последним образное единство. В некоторых изданиях 1490-х годов одни и те же гравюры повторяются в различных местах книги - так, в «Книге Хроник» Г. И. Шеделя (издание А. Кобергера в Нюрнберге, 1493; гравюры М. Вольгемута и В. Плейденвурфа) условно выполненный городской вид обозначает различные города, а изображение некоего бородатого бюргера выдаётся за портрет того или иного писателя. В целом для ренессансной иллюстрации характерны линеарная чёткость композиций, изысканная простота и известная условность образных решений, постоянное использование аллегорических и эмблематических деталей (типичное и для иллюстрации эпохи барокко). Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего Средневековья и Возрождения были также Й. Амман, Х. Бальдунг, Х. Бургкмайр, Х. Вейдиц, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший в Германии; У. Граф в Швейцарии; Лука Лейденский в Нидерландах; Ж. Дюве, Б. Саломон во Франции; М. Раймонди в Италии. Белорусский первопечатник Ф. Скорина, издававший Библию отдельными выпусками (1517-1519, в Праге), одним из первых обосновал роль изобразительно-оформительских элементов книги (заставок и др.), утверждая, что введение в печатную книгу иллюстраций и декоративных элементов делается для «лучшего разумения» читателем текста.

Иллюстрация С конца 16 века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди. Усложнённость этой техники, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых отдельно от набора печатались иллюстрации (вклеиваемые затем в книгу), обусловливают полный отрыв иллюстраций от текста во многих изданиях 17 века; например, без текста публиковались голландским издателем Н. И. Пискатором иллюстрации к Библии, которые копировались художниками многих стран, в том числе Украины и России. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 век - период бурного расцвета научной иллюстрации; в середине 17 века впервые появляются детские иллюстрации (в Англии, затем во Франции и Германии). Среди мастеров иллюстрации этого времени - С. делла Белла, А. Темпеста, Дж. Франко в Италии; Ж. Калло, К. де Пассе во Франции; П. П. Рубенс во Фландрии; Р. де Хоге в Голландии; М. Мериан в Германии; Ф. Барлоу и Дж. Медина в Англии; В. Голлар в Чехии; М. Я. и В. М. Вощанка в Белоруссии.

В 18 веке связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ф. Буше, Ю. Ф. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Персье, Г. де Сент-Обен, Ж. О. Фрагонар, Ш. Эйзен во Франции; Р. Бентли, Ч. Гриньон, М. Дарли, Дж. Стаббс в Великобритании; Г. Ф. Фюгер, Д. Ходовецкий в Германии; Дж. Креспи, П. А. Новелли, Дж. Б. Пьяццетта, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Цокки в Италии; Х. Ибарра, Х. дель Кастильо в Испании). Английский художник У. Хогарт создавал остросатирические повествовательные серии, текст к которым писался другими авторами после создания изображений.

На рубеже 18-19 веков появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве (политипаж), литография и хромолитография; для 19 века характерны как законченные иллюстрации - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Замечательные образцы естественнонаучной иллюстрации создают в конце 18 - начале 19 века Т. Бьюик, Дж. Гулд в Великобритании и Дж. Одюбон в США. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (например, О. Домье и Ж. Ж. Гранвиль во Франции). Художники эпохи романтизма (У. Даньелл, Э. Калверт, Т. Роулендсон, У. Тёрнер, Дж. Флаксмен в Великобритании; Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции; Л. Рихтер в Германии) в своих иллюстрациях проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, отражая широкий диапазон чувств - от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора; особняком стоят фантастические композиции У. Блейка к собственным сочинениям.

Чрезмерная автономность книжной иллюстрации в 19 веке нередко вызывала протесты отдельных авторов (например, Г. Флобера), не желавших, чтобы между их текстами и читателем возникал посредник-художник. Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов зачастую издавались в виде отдельных тетрадей, которые можно было объединять в альбом. В Великобритании особенно тесным было сотрудничество Ч. Диккенса с художником Х. Н. Брауном (псевдоним Физ). Во Франции писатели и художники совместно создавали типологические очерки («физиологии»), рисующие порой остросатирические образы буржуазии и обывателей (О. Домье в контакте с О. де Бальзаком; П. Гаварни и др.). Выдающимися иллюстраторами литературных произведений были также Г. Доре, Э. Мейссонье, Т. Стейнлен во Франции; В. Буш, А. фон Менцель, А. Ретель в Германии; Э. К. Берн-Джонс, Дж. Крукшанк, Дж. Миллее, У. Николсон, Д. Г. Россетти, Дж. Тенниел, Х. Томсон в Великобритании; Ч. Д. Гибсон, Э. У. Кембл, Г. Пайл, Дж. Пеннелл, Ф. Ремингтон, А. Б. Фрост, Э. О. Эбби в США.

Иллюстрация

У. Моррис. Разворот к 1-й главе собственной книги «Лес за пределами мира» (Хаммерсмит, 1894).

В конце 19 века неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появление фотомеханической репродукции) резко увеличила возможности иллюстрации (в том числе цветной), породив многообразие её техник: цинкография, автоцинкография, фототипия, автотипия и др.; в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстраций и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном); изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи творчеству О. Бёрдсли. В начале 20 века входят в моду раритетные малотиражные издания («éditions de luxe»), инициатором которых можно считать французского арт-дилера А. Воллара, он привлёк к иллюстрированию книг П. Боннара, А. Дюнуайе де Сегонзака, Р. Дюфи, П. Пикассо, Ж. Руо и М. З. Шагала. Аналогичные издания в Великобритании иллюстрировали П. и Дж. Нэш, Э. Равиллиус, А. Ракем, Р. Уистлер, Б. Фридман и др.; в Италии - Ф. Де Писис. Индивидуальная интерпретация художником литературного текста приобретает в 20 веке всё большее значение; иллюстрация часто становится его свободным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность толкования. Таковы иллюстрации Б. Бюффе, С. Делоне-Терк, М. Дени, Ж. Дюбюф- фе, М. Лорансен, А. Майоля, А. Матисса, А. де Тулуз-Лотрека (Франция); Ф. Мазереля (Бельгия); Х. Эрни (Швейцария); Р. Гуттузо, Дж. Де Кирико, Ф. Деперо, Ф. Клеричи, Дж. Манцу (Италия); Э. Барлаха, Г. Гроса, Л.Э. Кирхнера, В. Клемке, Л. Коринта, М. Слефогта, М. Эрнста (Германия); О. Кокошки, А. Кубина (Австрия); Э. Гросса, Э. Дюлака, У. Х. Робинсона, Э. Дж. Салливана, Р. Стидмана, Дж. Фарли (Великобритания); М. Алеша, Й. Лады, Й. Трнки (Чехия и Словакия); С. Выспяньского (Польша); А. В. Галлен-Каллелы (Финляндия); Р. Кента, И. Рокуэлла (США).

Иллюстрация

А. Ракем. Иллюстрация к повести-сказке «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (Лондон, 1907).

Иллюстрация

А. Матисс. Титульный разворот книги «Джаз» (текст художника) (Париж, 1947).

Иллюстрация

О. Кокошка. Иллюстрация (титульный лист) к изданию собственной драмы «Убийца, надежда женщин» (Берлин, 1916).

Иллюстрация В России средневековые рукописные книги также украшались миниатюрами, заставками, инициалами и т.д. С появлением книгопечатания в середине 16 века возникают первые печатные иллюстрации (Апостол, книга с орнаментальными иллюстрациями и фронтисписом, напечатанная И. Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем в Москве, 1564), хотя традиция рукописной книги продолжалась вплоть до 20 века (у старообрядцев). Основным методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в России с 16-17 века была ксилография; в 1649 году вышла первая русская книга с 35 гравюрами на меди (переводной труд И. Я. фон Вальхаузена). В 1679-83 в так называемой Верхней типографии в Москве, основанной Симеоном Полоцким, было напечатано 6 книг, в том числе иллюстрированных С. Ф. Ушаковым (вероятно, он был автором рисунков, гравированных А. Трухменским). В конце 17 - начале 18 века мастерами иллюстрированной (лицевой) книги были Л. К. Бунин (создатель цельногравированных на меди книг) и В. А. Корень (ксилографическая Библия, 1692-96). Книги, иллюстрированные гравюрами на меди, были широко распространены на протяжении всего 18 века.

Среди русских художников-иллюстраторов 1-й половины - середины 19 века - А. А. Агин и Г. Г. Гагарин (по их рисункам гравюры для книг исполнял Е. Е. Бернардский), П. М. Боклевский, С. Ф. Галактионов, А. И. Лебедев, А. О. Орловский, Ф. П. Толстой, П. М. Шмельков. Расцвет книжной иллюстрации в России, решение сложных проблем декоративной связи иллюстрации и книги, эмоциональной выразительности и стилистического соответствия литературному тексту связаны с творчеством мастеров конца 19 - начала 20 века - В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Д. И. Кардовского, Л. О. Пастернака, Е. Д. Поленовой, И. Е. Репина, Вал. А. Серова; большое внимание искусству иллюстрации уделяли художники «Мира искусства» - А. И. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и близкие им Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, Н. П. Феофилактов, С. В. Чехонин.

Иллюстрация

В 1900-10-е годы в противовес «эстетическому» отношению к книге в целом и к иллюстрации как таковой (свойственному мастерам модерна) развилось движение, вообще отрицавшее целесообразность иллюстрации и на первое место выдвигавшее задачи создания книги как единой визуальной системы, где содержание выявлялось бы одними лишь типографскими приёмами (движение «новой типографии», конструктивизм Л. М. Лисицкого). В 1-й четверти 20 века издаются «авторские книги», где писатель и художник соединены в одном лице (книги В. Д. Бурлюка, Д. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, И. М. и К. М. Зданевичей, В. В. Кандинского, А. Е. Кручёных, К. С. Петрова-Водкина, В. Ф. Степановой, Е. В. Честнякова и др.). Однако создание иллюстративных циклов продолжало занимать важное место в книжной графике 20 века.

Иллюстрация 1920-е годы - период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, В. П. Белкин, П. Я. Павлинов, М. И. Пиков), рисунка (Н. Н. Купреянов, Б. М. Кустодиев, Н. А. Тырса, художники группы «Мастера аналитического искусства»), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации (А. М. Родченко и др.). С этого времени развивается и многокрасочная иллюстрация детской книги (В. М. Ермолаева, В. Д. Замирайло, А. М. Каневский, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев). Ряд значительных русских художников книги плодотворно работает в эмиграции (Ю. П. Анненков, В. Д. Бубнова, Д. Д. Бушен, Н. С. Гончарова, Б. Д. Григорьев, М. Ф. Ларионов, В. Н. Масютин, С. И. Шаршун и др.). Для советской иллюстрации 1930-х - начала 1950-х годов характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий; нередко иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Среди мастеров книжной иллюстрации в России середины 20 – начала 21 века - В. Г. Бехтеев, Д. С. Бисти, Ю. А. Васнецов, В. А. Ватагин, О. Г. Верейский, С. В. Герасимов, Н. С. Глазунов, А. Д. Гончаров, Д. А. Дубинский, Б. Е. Ефимов, Е. А. Кибрик, Кукрыниксы, Н. В. Кузьмин, Т. А. Маврина, В. А. Милашевский, М. П. Митурич, К. И. Рудаков, А. В. Фонвизин, Л. С. Хижинский, Д. А. Шмаринов.

Лит.: Muther R. Die deutsche Buchillustration der Gotik und Frührenaissance, 1460-1530. Мünch., 1883-1884. Bd 1-2; Pollard А. W. Early illustrated books: А history of the decoration and illustration of books in the 15th and 16th centuries. L., 1917; Schramm А. Der Bilderschmuck der Frühdrucke. Lpz., 1920-1943. Bd 1-23; Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929; Кузьминский К. С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIX в. М., 1937; Hofer Р. Eighteenth-century book illustrations. Los Ang., 1956; idem. Baroque book illustration. 2nd ed. Camb. (Mass.), 1970; Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955; он же. Русская графика. 1928-1940. Рисунок. Эстамп. Книга. М., 1971; Искусство книги. М., 1960-1987. Вып. 1-10; Пахомов В. В. Книжное искусство. М., 1961-1962. Кн. 1-2; Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962; Сидоров А. А. История оформления русской книги. 2-е изд. М., 1964; Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964; Bland D. А history of book illustration. 2nd ed. L., 1969; Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. 2-е изд. М., 1973; Wakeman G. The production of nineteenth century colour illustration. Loughborough, 1976; Ляхов В. Н. Искусство книги. М., 1978; Brenni V.J. Book illustration and decoration: а guide to research. L., 1980; Lewis J. N. С. The twentieth century book: its illustration and design. 2nd ed. L., 1984; From Manet to Hockney: modern artists’ illustrates books. L., 1985; Watt Т. Cheap print and popular piety, 1550-1640. 2nd ed. Camb., 1994.

А. А. Сидоров.