Имитация

ИМИТАЦИЯ (лат imitatio - подражание) в многоголосной музыке, повторение мелодии (мотива, фразы, одноголосной темы), непосредственно перед тем прозвучавшей в другом голосе. Основная характеристики имитации - интервал и расстояние вступления (первая характеристика показывает, насколько выше или ниже, вторая - насколько позже имитируемого вступает имитирующий голос). Обычная имитация отличается от канонической (смотри Канон в музыке) непродолжительностью имитирования. По числу имитируемых мелодий имитации делятся на простые и двойные (тройные), по типу повторности - на полные (строгие, свободные) и частичные (в последних чаще имитируется ритмическая, а не интервальная сторона мелодии). В строгих имитациях сохраняются ступеневая (в точных имитациях также тоновая) величина мелодических интервалов и соотношение длительностей; в свободных имитациях возможны как интервальные, так и ритмические изменения. Особые типы имитации - с преобразованиями (в обращении, ракоходе, увеличении, уменьшении), в том числе комбинированные (например, в увеличении и обращении).

Будучи одним из древнейших элементов многоголосия, имитация встречается в музыкальном  фольклоре многих народов. В западноевропейской полифонии ранние формы имитационного изложения развились с 12 века в связи с так называемой техникой перемены голосов (предполагает обмен мелодическими фразами между голосами; яркий пример - английский «Летний канон», около 1300), стали преобладать к 15 веку. Имитация  - основа имитационных форм (инвенция, ричеркар, фуга и др.), широко используется в экспозиционных, развивающих (одно из главных средств разработки) и завершающих (в том числе как способ варьирования) разделах полифонических и гомофонных форм, часто как деталь фактуры.

Лит.: Скребков С. С. Теория имитационной полифонии. К., 1983. Смотри также литературу при статьях Канон, Полифония.

В. П. Фраёнов.