Имитационная управленческая игра
ИМИТАЦИОННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИГРА, лабораторный экономический эксперимент, характерной особенностью которого является игровая природа используемой модели; одна из форм экспертизы. Проведение имитационной управленческой игры - специфическая форма коллективной деятельности по исследованию проблем и принятию управленческих решений. Первые управленческие игры появились в 1930-е годы в СССР, затем в 1950-е годы - в США.
В имитационных управленческих играх все или некоторые компоненты системы-прототипа представлены игроками или командами игроков, а некоторые процессы, протекающие в прототипе (преимущественно управленческие), - игровым поведением. Игроки или команды исполняют роли руководителей (работников) структурных подразделений, проектов и т.п. Компоненты прототипа могут отображаться формальными моделями: компьютерными программами, таблицами для ручной обработки информации и т.п. В предельном, часто встречающемся случае имитационная управленческая игра реализуется в виде взаимоотношений единственного игрока с компьютерной моделью. Близкими аналогами имитационных управленческих игр в других сферах человеческой деятельности являются детские ролевые игры, военные штабные игры, некоторые спортивные игры. Правила игры задают модель социально-экономического механизма (а иногда лишь его начального состояния вместе с допустимыми способами его изменения в ходе игры). Имитационные управленческие игры моделируют реально существующий или проектируемый прототип либо некоторую научную абстракцию.
Реклама
В процессе проведения имитационных управленческих игр разыгрывается сценарий, моделирующий функционирование социально-экономической системы: мировой или национальной экономики, региона, проекта, предприятия. Обычно проведение имитационных управленческих игр состоит из нескольких шагов, последовательность которых моделирует течение реального времени. На каждом шаге игроки делают свои ходы - выбирают очередной акт своего поведения (например, принимают очередное управленческое решение), после чего определяется реакция системы на действия игроков. Эта реакция вычисляется формальной частью модели (с помощью компьютера или вручную - с использованием таблиц, номограмм, игральных костей и т.п.) либо неформально устанавливается специальными привлекаемыми экспертами. В процессе выбора своего поведения игроки действуют (в соответствии с правилами игры) либо изолированно друг от друга, либо контактируя - как в пределах одной команды, так и за её пределами. Эти контакты создают дополнительные возможности для моделирования возникновения, существования и исчезновения коалиций, конфликтующих группировок и т. п. Проведением имитационных управленческих игр может управлять специалист - руководитель игры (игротехник). Он определяет разыгрываемый вариант сценария в начале или в ходе игры, задаёт особые условия, значения некоторых параметров. Важная часть проведения имитационных управленческих игр - обсуждение её участниками хода игрового эксперимента, выявившихся причинно-следственных связей и результатов игры.
Эффективность имитационных управленческих игр как инструмента познания основана на том, что игроки являются одновременно субъектами и - в качестве компонентов модели - объектами познания. С одной стороны, игрок вживается в роль и в интересы изображаемого им персонажа. С другой - он остаётся самим собой и (самостоятельно или с помощью руководителя) формирует результаты имитационных управленческих игр. Активно участвуя в жизни модели, игроки видят её «изнутри», глубже проникают в её сущность, постигают управляющие ею закономерности, приобретают опыт разумного поведения в возникающих в ходе эксперимента обстоятельствах и переносят полученный опыт на изучаемый прототип.
Имитационные управленческие игры создаются и проводятся в различных целях. Наибольшее распространение и признание они получили в дидактической сфере. Они являются активной формой приобретения навыков, качеств, умений, знаний. Игры этого класса называются учебными; они могут решать узкопрагматические задачи (обучение управлению строительством, ведению фермерского хозяйства и пр.) или развивать участников в самых разных направлениях (ознакомление со спецификой той или иной профессиональной деятельности, обучение искусству достижения консенсуса, введение в социальные реалии на пороге самостоятельной жизни и т. п.). Учебные имитационные управленческие игры могут создаваться для вовлечения специалистов в работу в новых проектируемых условиях (например, на фондовой бирже). Имитационные управленческие игры используются в исследовательских целях - как инструмент формирования новых знаний, суждений, представлений в процессе индивидуальной или коллективной специфической игровой экспертной деятельности, а также для подготовки практических решений - подобно тому, как военной операции предшествует штабная военная игра.
Лит.: Крюков М. М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх. М., 1988; Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. М., 1989; Баркалов С. А., Бабкин В. Ф., Щетин А. В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. М., 2003; Аристов С. А. Имитационное моделирование экономических процессов. Екатеринбург, 2004.