Иммерман Карл Лебрехт
ИММЕРМАН (Immermann) Карл Лебрехт (24.4.1796, Магдебург-25.8.1840, Дюссельдорф), немецкий театральный деятель, писатель. По образованию юрист. В 1818-1840 был судебным чиновником. Участвовал как режиссёр и актёр (роль Фальстафа в сценах из «Генриха IV» У. Шекспира) в любительских постановках в Дюссельдорфе, где в 1832 создал и возглавил собственный театр, существовавший на средства организованного Иммерманом паевого товарищества. В театре были поставлены так называемые образцовые спектакли, оказавшие значительное влияние на развитие немецкого сценического искусства. Среди постановок - пьесы Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Юлий Цезарь», «Двенадцатая ночь»), Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева»), И. В. Гёте («Фауст», «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде»), П. Кальдерона де ла Барки («Саламейский алькальд»), Г. Э. Лессинга («Минна фон Барнхельм»), Иммерман утверждал значение актёрского ансамбля, режиссёра как идейного и художественного истолкователя пьесы; уделял большое внимание массовым сценам, звуковой и световой партитуре спектакля. Выработал «Правила», определяющие обязанности актёра. Иммерман привлёк к работе в театре Ф. Мендельсона, живописцев «дюссельдорфской школы» - И. В. Ширмера, Т. Ф. Хильдебрандта. В спектаклях театра принимали участие ведущие актёры немецкой сцены, в том числе К. Зейдельман. В 1837 театр был закрыт из-за недостатка средств. Иммерману принадлежит ряд исследовательских работ по театру.
Реклама
Сцена из спектакля «Двенадцатая ночь» У. Шекспира в постановке К. Л. Иммермана. Дюссельдорфский театр. 1840. Театральный музей Монако.
В истории немецкой литературы Иммерман - типичный представитель переходного периода от позднего романтизма [сборники «Стихотворения» («Gedichte», 1822), трагедии «Ронсевальское ущелье» («Das Thal von Ronceval», 1822), «Карденио и Целинда» («Cardenio und Celinde», 1826)] к реализму. Наибольшую известность приобрели его поздние романы: «Эпигоны» («Die Epigonen», 1836) - о разорении немецкого дворянства под натиском растущей буржуазии и «Мюнхгаузен. История в арабесках» («Мünchhausen. Eine Geschichte in Arabesken», 1838, русский перевод, т. 1-2, 1931-32), острая сатира на уходящий мир родовой аристократии. Среди других произведений: исторические драмы, комедии, сатирические произведения в стихах и прозе.
Соч.: Werke. Fr./М., 1971-1977. Bd 1-5; Briefe: Textkritische und kommentierte Ausgabe. Мünch.; W., 1978-1987. Bd 1-3; Zwischen Poesie und Wirklichkeit: Tagebücher, 1831-1840. Мünch., 1984.
Лит.: Linzer М. Die Düsseldorfer Musterbühne. К. Immermanns theatralische Sendung. В., 1956; Wiese В. von. К. Immermann. Sein Werk und sein Leben. В.; Z., 1969; HasubekP. К. L. Immermann. Ein Dichter zwischen Romantik und Realismus. Кöln, 1996.