Императорский фарфоровый за­вод

ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД в Санкт-Петербурге, первый в России и один из старейших в Европе фарфоровых заводов. Основан в 1744 году; с 1744 - Невская порцелиновая мануфактура, в 1765-1917 - императорский фарфоровый завод; в 1918-36 - государственный, в 1925-92 имени М. В. Ломоносова; в 1936-92 - Ленинградский фарфоровый завод, с 1992 - ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод». После открытия Д. И. Виноградовым состава твёрдого фарфора к 1756 на заводе было налажено производство мелких изделий: табакерок (миниатюры А. Чёрного), чашек, шахматных фигурок и сервизов («Собственный» чайный и столовый сервизы императрицы Елизаветы Петровны). Елизаветинский фарфор, при общей ориентации на майсенский фарфор, обладал менее изощрённой пластикой (фигурки китайцев и негров и др.). В 1780-1790-е годы императорский фарфоровый завод переживал эпоху наивысшего художественного расцвета. Модельную мастерскую возглавлял французский скульптор Ж. Д. Рашетт, под руководством которого стали создаваться модели ваз в духе классицизма, ансамбли парадных сервизов и скульптуры: сервизы «Арабесковый» с настольными скульптурными украшениями, «Яхтинский», «Кабинетский», «Юсуповский с видами Италии», серия фигур «Народы России» и др. В годы правления Александра I в стиле ампир создаётся один из самых совершенных и знаменитых парадных сервизов - «Гурьевский сервиз» (1809-16), выпускаются изделия по моделям Ф. П. Толстого (барельефы, посвящённые Отечественной войне 1812), серии тарелок с изображением солдат и офицеров русской армии. Сервизы и вазы этого времени, выполненные французскими художниками А. А. Адамом, Д. И. Моро, Ж. Ф. Свебахом, а также русскими мастерами В. Ф. Мещеряковым, С. А. Головым и др., отличались идеальной соразмерностью форм и виртуозностью орнаментального и живописного декора. К работе привлекались известные русские художники С. С. Пименов, А. Н. Воронихин и др.

Реклама

Императорский фарфоровый за­вод

Ваза «Сплетницы». Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1808.

В эпоху правления Николая I в качестве ведущего стиля утверждается историзм (сервизы «Этрусский», «Коронационный», «Готический» и по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане, сервиз «Кремлёвский», выполненный в русском стиле по проекту Ф. Г. Солнцева, и др.). В эпохи Александра II и Александра III дворцовые вазы декорируются золотом, цветочной, пейзажной, батальной и исторической живописью (на фарфоре воспроизводились полотна старых мастеров из коллекции Эрмитажа), сервизы и чашки - портретами коронованных особ или известных деятелей, тонко исполненной миниатюрой. Помимо посуды, из фарфора делались камины, мебель, футляры для напольных часов, торшеры, иконостасы, пышные букеты цветов (П. У. Иванов, «Букет цветов», 1840-е годы, бисквит, стекло, бронза). Под влиянием копенгагенского фарфора в 1892-94 подглазурными красками и глазурями на заводе были расписаны серии ваз (художники Г. Д. Зимин, К. Н. Красовский, Э. Кордес, А. Зонне, М. Рафаэль и др.). В годы царствования Николая II завод достиг образцового в техническом отношении состояния. В фарфоре модерна выражались тенденции неорусского стиля (росписи декоративных тарелок, пасхальных яиц). Привлекались известные художники и скульпторы: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Вал. А. Серов, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере и др.

В 1918-23 годах ведущее направление - производство так называемого агитационного фарфора, в оформлении которого использовались советские лозунги, эмблематика и геральдика: в серии тарелок и блюд С. В. Чехонина (художественный руководитель), М. М. Адамовича, Р. Ф. Вильде, А. В. Щекатихиной-Потоцкой и др., в скульптуре Н. Я. Данько (шахматы «Красные и белые», «Матрос со знаменем», 1922-23) и В. В. Кузнецова отразился революционный пафос эпохи. В 1931 была создана художественная лаборатория, куда вошли А. В. Воробьевский, И. И. Ризнич, М. Н. Мох, Т. Н. Беспалова-Михалёва, Л. В. Протопопова, А. М. Ефимова и др. В изделиях конца 1920-30-х годов нашла отражение производственная тематика; в середине 1950-х годов создавались сервизы и вазы лаконичных, гармоничных форм, украшенные тонкой, изящной подглазурной и надглазурной росписью (В. Л. Семёнов, С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич). В 1960-80-е годы производились большие декоративные скульптурные композиции (В. М. Городецкий и И. С. Олевская), тонкостенные чашечки и парадные ансамбли из костяного фарфора (Н. Б. Гусева и Н. П. Славина), расписные фарфоровые панно и сервизы (А. В. Ларионов, Т. В. Афанасьева и др.). Музей завода - филиал Государственного Эрмитажа.

Императорский фарфоровый за­вод

Тарелка с портретом В. И. Ленина. Художники М. М. Адамович, Н. И. Альтман. Государственный фарфоровый завод. Петроград. 1921.

Лит.: Русский художественный фарфор. Сб. статей о Государственном фарфоровом заводе / Ред. Э. Ф. Голлербах, М. В. Фармаковский. Л., 1924; Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Каталог / Вступ. ст. Е.Я. Данько. Л., 1938; Эмме Б. Н. Русский художественный фарфор. М.; Л., 1950; Андреева Л. В. Советский фарфор, 1920-1930-е гг. М., 1975; Астраханцева Т. Л. Ленинградский костяной фарфор // Советское декоративное искусство. 1983. №7; Русский фарфор / Сост. Г. Д. Агаркова и др. М., 1993; Агаркова Т. Д., Петрова Н. С. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге. 1744-1994. СПб., 1994; Императорский фарфоровый завод. 1744-1904. СПб., 2003; Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003; Носович Т. Н., Попова И. Т. Государственный фарфоровый завод. 1904-1944. СПб., 2005.

Т. Л. Астраханцева.