Ампир
АМПИР (от французского empire - империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах 1-й трети 19 века во Франции и России, завершающая фаза классицизма. Предпосылкой ампира во Франции в конце 18 века было стремление мастеров классицизма ко всё большей лапидарности и монументальности - в проектах К. Н. Леду, Э. Л. Булле и др. Их идеи аскетически-лаконичных и геометрически выразительных сооружений носили в основном утопический характер, но они обогатили последующие поиски архитекторов. Предшествовавшие ампира Директории стиль (1795—99) и так называемый стиль Консульства уже ориентировались на искусство греческой архаики, императорского Рима, а также Древнего Египта, перенимая его монументальность, лаконизм, позднее - идею утверждения имперского величия посредством многочисленных атрибутов и символов. Активное использование больших нерасчленённых поверхностей стен, геометрическая правильность цельных объёмов зданий, массивность пилонов и колонн отчасти восходят к древнеегипетскому искусству. Широкое распространение в архитектуре ампира получили портики дорического и тосканского ордеров; декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (дикторские фасции, доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы и т.п.). Вместе с тем в структуре формообразования ампира просматривается усиление градообразующей роли фасадов зданий, обеспечивающих симметричность и гармоничность ансамбля в целом. В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (арки триумфальные, обелиски и др.), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т.п.), нарочито парадных и холодновато-торжественных, исполненных театрального пафоса. Ведущие мастера французского ампира – архитекторы Ш. Персье и П. Ф.Л. Фонтен, также Ж. Ф. Шальгрен.
Реклама
Ампир в России (другие названия - высокий классицизм, или александровский классицизм) возник под влиянием французского искусства и стал выразителем идей государственного величия и независимости; наибольшее распространение получил в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга (архитекторы К. И. Росси, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов и др.) и Москвы (Дж. Б. Жилярди и Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, О. И. Бове). В различных городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому ампир стал общероссийским культурным достоянием.
Ампир проявился также в искусстве мебели (семья Жакоб, мебель по проектам Ж. Л. Давида во Франции, проекты А. Н. Воронихина и К. И. Росси в России). Сильное влияние оказал стиль ампира на формы и декор изделий из металла, фарфора, стекла, на модели одежды, а также на изобразительное искусство (живопись Давида, А. Гро, Ф. Жерара; скульптура А. Кановы, И. П. Мартоса, И. П. Витали, В. И. Демут-Малиновского и др.).
Ф. Жерар. «Наполеон Бонапарт в коронационном костюме». Начало 19 в. Музей Версаля.
В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети 19 века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, Регентства стиль и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Влияние ампира во 2-й половине 19 века несомненно в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (викторианский стиль), Италии, кайзеровской Германии. Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии, Третьего рейха искусство в Германии, неоклассицизм в СССР).
Лит.: Курбатов В. Классицизм и ампир// Старые годы. 1912. Июль - сентябрь; Vaequier J., Marmottan Р. Le Style Empire: En 5 vol. Р., 1924-1934; Некрасов А. И. Русский ампир. М., 1935; Isermayer С. Empire. Miinch., 1977; Гайдамак А. Русский ампир. М., 2000; Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М., 2001.