Импровизация

ИМПРОВИЗАЦИЯ (французский improvisation, итальянский improvvisazione, от латинского improvisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения в процессе его исполнения. Импровизация  возможна в словесном творчестве, музыке, танце, театре. Истоки импровизации в профессиональной художественной практике восходят к ранним стадиям устного творчества. В древности и Средневековье певец-импровизатор соединял в себе поэта и музыканта - создателя и исполнителя (древнегреческие аэды, западноевропейские менестрели). Синкретический тип музыкально-поэтического творчества господствует в фольклоре и традиционных культурах (носители профессиональной устной традиции - казахские и киргизские акыны, армянские и азербайджанские ашуги, украинские кобзари, русские сказители и многие др.). Певцы-импровизаторы использовали богатый запас готовых поэтических формул, комбинируя их в соответствии с требованиями сюжетно-смыслового развития и версификации. Позднее литературная импровизация стала характерным явлением итальянской культуры эпохи Возрождения (поэтические и риторические импровизации при герцогских дворах); отчасти искусство литературной импровизации сохранялось в Италии и других европейских странах и позднее (итальянский импровизатор, описанный в «Египетских ночах» А. С. Пушкина). В салонной культуре 1-й трети 19 века практиковались импровизация на заданную тему или заданные рифмы (буриме). Выдающимся мастером импровизация был А. Мицкевич.

Реклама

Импровизация  в музыке традиционно противопоставляется заранее сочинённой, законченной, письменно зафиксированной композиции. Между тем композиция как замкнутое в себе музыкальное  произведение - относительно позднее явление, сложившееся в результате длительного исторического развития. Первоначально, до появления музыкальной  нотации, вся музыка импровизировалась, в значительной мере представляя собой варьированное сочетание канонизированных, передаваемых из поколения в поколение мелодических и ритмических элементов; этим обусловливалась архитектоническая незамкнутость формы. На заре письменной европейской традиции (в раннем Средневековье) запись была приблизительной и неполной (невмы), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (модальность, церковные лады), оставляя импровизации их конкретное воплощение в напевах. С отделением на рубеже 1-2-го тысячелетия нашей эры исполнительства от композиции умение импровизировать оставалось важнейшим требованием; в частности, мелизмы вокальной орнаментики, инструментальные вариации (диминуции, глосы) по-прежнему долгое время не выписывались в нотах, а импровизировались. Элементы импровизация сохранились в исполнительском искусстве и позднее - в эпохи барокко и классицизма (смотри Генерал-бас, Колоратура). Возникновение индивидуальных, внутренне законченных, несводимых к жанровым нормам музыкальных  произведений потребовало их точной и полной записи, устанавливающей границы исполнительскому произволу. Параллельно импровизации кристаллизовалось искусство интерпретации. В 17-18 веках импровизация сохранялась в традиции виртуозных сольных каденций инструментальных концертов, в органных фантазиях, хоральных обработках и даже фугах. В 18 - 1-й половине 19 веков в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация на заданную тему была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов. Некоторые музыкальные  жанры сохранили названия, указывающие на их генетическую связь с импровизацией (фантазия, прелюдия, экспромт). В 20 веке импровизация возродилась в фольклорном по генезису искусстве джаза, в аутентичном исполнительстве, а также в некоторых прикладных областях музыкальной  культуры (музыкальные иллюстрации к немым кинофильмам в начале 20 века, музыкальные  упражнения для детей Э. Жак-Далькроза, К. Орфа). С 1950-х годов импровизация стала опорным принципом в так называемых открытых формах музыки авангарда и неоавангарда (смотри Алеаторика).

В театральном искусстве импровизация проявляется в игре актёра - в жесте, интонации, мимике и т. п.; в тех сценических формах, где отсутствует зафиксированный текст и пьесу заменяет сценарий, указывающий общее развитие действия, актёр также импровизирует и текст (главным образом в народном искусстве: в представлениях ярмарочных балаганов, кукольников и пр.). Характер и объём импровизации в каждом конкретном случае определяются многочисленными факторами: спецификой данной роли, жанром пьесы, её режиссёрским истолкованием, составом и реакцией публики и пр.

Импровизация  была и остаётся одним из существенных элементов сценического действия театра Востока; применялась также античными мимами, средневековыми гистрионами и жонглёрами. Высокого уровня импровизация достигла во французском фарсе и итальянской комедии дель арте. В России интерес к импровизации возрос в начале 20 века. К. С. Станиславский ввёл импровизацию как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. К импровизации обращался В. Э. Мейерхольд (Доктор Дапертутто) в своих студийных постановках. Н. Н. Евреинов работал в «Старинном театре» над реконструкцией комедии масок. Школой импровизации стали «капустники» MXT. Утверждению искусства актёра служила импровизация в театрах-кабаре «Летучая мышь» (1908-20), «Бродячая собака» (1912-15), «Привал комедиантов» (1915-18), опыт которых был продолжен московским театром «Семперанте» (1917-1938). На приёмах импровизации строилось действие «Принцессы Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова (1922).

Импровизация  в танце присутствует с древнейших времён: во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль импровизатор выходил за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и другие танцы). В странах Востока танцевальная импровизация представлена и в народном, и в профессиональном искусстве. Импровизации  принадлежит определяющая роль в афроамериканских танцах (шимми, чарльстон, рок-н-ролл, хип-хоп и др.) и фламенко. Вследствие возросшего значения музыки в хореографическом искусстве начала 20 века импровизация стала использоваться как средство интуитивного выражения смысла музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство Л. Фуллер и А. Дункан. Первые эксперименты по коллективной импровизации проводились в школах Э. Жак-Далькроза и Р. фон Лабана. В американском танце модерн импровизация играет существенную роль не только на этапе обучения танцовщиков и постановки спектакля, но и в качестве стилеобразующего элемента, как, например, в творчестве А. Николайса. Театру абсурда и музыкальной  алеаторике родственно танцевальное искусство М. Каннингема. Танец постмодерн возвёл импровизацию в систему: коллективные импровизации А. Халприн, контактная импровизация С. Пакстона, структурированные импровизации Т. Браун. В немецком танц-театре 2-й половины 20 века импровизация выступает в качестве индикатора психологических состояний, а в японском буто составляет саму суть танца.

Лит.: Музыка. Wehle G. F. Die Kunst der Improvisation. Мünster; W., 1925-1932. Bd 1-3; Fischer М. Die organistische Improvisation im 17. Jahrhundert. Kassel, 1929; Ferand Е. Die Improvisation in der Musik. 2. Aufl. Kassel, 1961; Elkholy S. The tradition of improvisation in Arab music. Giza, 1978; Сапонов М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М., 1982; L’improvisation dans les musiques de tradition orale. Р., 1987; Bailey D. Improvisation: its nature and practice in music. N. Y., 1993; Feisst S. Der Begriff Improvisation in der neuen Musik. Sinzig, 1997; In the course of performance: studies in the world of musical improvisation. Chi., 1998; Generative processes in music: the psychology of performance, improvisation, and composition. 2nd ed. Oxf., 2000.

Театр, танец. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971; Рунин Б. М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980; De l’improvisation à la composition // Nouvelles de danse. 1995. № 22; On the Edge / Créateurs de l’imprévu // Ibid. 1997. № 32/33; Contact improvisation // Ibid. 1999. № 38/39.

Т. В. Чередниченко (музыка); Н. Э. Звенигородская (танец).