Инь

ИНЬ (Шан), самоназвание племени, проживавшего во 2-м тысячелетии до нашей эры на территории современной провинции Хэнань, а также династии (1766-1122 или 1600-1027 до нашей эры) раннего государства в Китае. В древнекитайских письменных источниках 1-го тысячелетия до нашей эры династия именуется по названием последней столицы. Государство Инь сыграло важную роль в становлении китайской культуры и формировании её основных составляющих (иероглифическая письменность; высокотехнологическая металлургия бронзы; строительство зданий на платформах-стереобатах из утрамбованной слоями земли; культ предков; гадание, ставшее государственным институтом; точный календарь для определения времени и порядка сельскохозяйственных  работ; летописание, ведшееся специальными чиновниками, и пр.). Данные археологических находок свидетельствуют о чёткой стратификации иньского общества, состоявшего из «свободных граждан» и рабов и возглавлявшегося ваном [позже он стал именоваться Тяньцзы (Сын Неба), а с 221 года до нашей эры - хуанди (император)), который обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного жреца. Для сохранения этого порядка был создан соответствующий государственный аппарат, постепенно формировались характерные черты древнекитайских законов. Важное значение приобрёл культ верховного божества Шан-ди и почитание предков, которые, как считалось, либо обеспечивали благополучие правящего дома и всего государства, либо ниспосылали наказания за преступления и неблаговидные поступки. Оформившись при Инь, культ предков оставался самым значимым среди верований китайцев вплоть до 20 века.

Реклама

Экономическая жизнь Инь базировалась на зерновом земледелии (просо, рис, пшеница, рожь) и скотоводстве (разводили лошадей, но не знали ещё верховой езды). Выращивали садово-огородные культуры, тутовые деревья. Высокого уровня достигло ремесло. Кроме бронзовых (смотри Восточно-Азиатская металлургическая провинция), изготовлялись керамические, каменные, костяные, кожаные, деревянные, меховые и другие изделия. Развивались шелкоткачество и виноделие. Были изобретены примитивный фарфор и способ покрытия керамических изделий глазурью. Развитое земледелие и ремесло стимулировали торговлю как внутри государства, так и за его пределами. Несмотря на то, что торговля в основном носила меновый характер, в обиходе использовались также «деньги» (небольшие раковины морских моллюсков каури, соединённые в связки по десять штук), которые в середине 1-го тысячелетия до нашей эры были заменены бронзовыми монетами. В Инь строились обнесённые защитными стенами крупные города, часть из которых исследована археологами, в том числе столица Инь (смотри Сяотунь). Раскопаны захоронения представителей высшей аристократии (смотри Иньсюй). Совершенствовались научные познания в области математики, астрономии, техники, медицины, философии, истории; развивались поэзия, ораторское искусство.

В древнекитайских хрониках сохранились ограниченные сведения об исторических событиях того периода. В них приводится стройная генеалогия дома Инь (Шан): сообщаются имена 13 вождей племени и 31 правителя, начиная с основателя династии Чэн Тана. К числу выдающихся правителей, помимо основателя династии, принадлежат Пань Гэн (1401-1374) и У Дин (1324-1266), способствовавшие процветанию страны. Именно Пань Гэн изменил название династии с Шан на Инь, а при У Дине началось, по некоторым сведениям, ведение записей на гадательных костях. Иньцы жили в окружении более ста инородных племён (цян, ту, ма, син, гуй, гунн, юй, чжоу и др.), скупые сведения о которых дошли благодаря записям шан-иньских и чжоуских скрибов. Часть этих племён подчинялись Инь, другие поддерживали дружественные или торговые отношения, третьи - постоянно воевали. Главной ударной силой иньской армии были двухколёсные боевые колесницы, запряжённые парой лошадей; воины были вооружены бронзовыми клевцами, копьями, секирами, ножами, луками; для защиты использовали доспехи и щиты. В 11 веке до нашей эры иньцы, раздираемые междоусобной борьбой, были покорены угрожавшим им с запада, вероятно, родственным племенем чжоу.

Лит.: Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967; он же. Язык иньских надписей. М., 1973; Кучера С. Китайская археология 1965-1974 годы: палеолит - эпоха Инь. Находки и проблемы. М., 1977; он же. Древний Китай // История Древнего Востока: тексты и документы. М., 2002; Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978; Maspero Н. China in antiquity. Folkestone, 1978; Keightley D. N. Sources of Shang history: the oracle-bone inscriptions of Bronze Age China. Berk.; L., 1978; Сунь Мяо. Ся Шан ши гао. Пекин, 1987; Чао Фу-линь. Ся Шан Си Чжоу ды шэхуэй бяньцянь. Пекин, 1996.

С. Кучера.