Индикативное планирование

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, деятельность государственных органов по составлению индикативных планов, информирующих всех заинтересованных хозяйствующих субъектов о долгосрочных целях государственной социально-экономической политики, о возможных траекториях экономической динамики, и совокупность мер по их достижению. Являясь методом государственного регулирования и давая возможность частному сектору экономики более адекватного видения будущего, индикативное планирование играет важную роль для предпринимателей, корпораций, фирм, предприятий в качестве плана-прогноза, позволяющего лучше ориентироваться в долгосрочной экономической конъюнктуре при разработке собственных планов на средне- и долгосрочную перспективу. Индикативные планы оперируют показателями-индикаторами, относящимися в основном к макроэкономическому уровню, которые устанавливаются в виде коридоров с нижним и верхним значением и носят векторный характер. Индикативный план отражает формирование макроэкономических, межотраслевых и межрегиональных пропорций, а его возможности регулировать развитие связаны, прежде всего, с параметрами, охватывающими стратегические сектора экономики.

Реклама

История индикативных планов началась в послевоенной Европе, когда для восстановления хозяйства ряд стран стали применять специальные планы и программы, в которых формулировались национальные приоритеты. Первыми индикативное планирование стали осуществлять Франция (1947), где эта система получила название государственный «дирижизм» (смотри в статье Экономический дирижизм), Нидерланды (1948), где, кроме пятилетних планов, в соответствии с концепцией индикативного планирования был разработан долгосрочный прогноз на 1950-70 годы и дана оценка экономических возможностей страны на 1960-80, Япония (1948). В различной мере индикативное планирование использовали для послевоенных преобразований Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Исландия, Португалия. С помощью индикативного планирования правительство получало такие реальные рычаги воздействия на экономику, как государственные заказы, кредитование, контроль над ценами, инфляцией, регулирование налогов и др. С середины 1980-х годов в связи с европейскими интеграционными процессами акцент в индикативном планировании перемещается на прогнозирование индикаторов в конце планируемого периода, позволяющих получить представление о наиболее вероятном состоянии экономики. Опыт французского индикативного планирования был рекомендован Европейским экономическим сообществом (смотри Европейский союз) для использования при составлении среднесрочных экономических программ другими странами - членами ЕЭС.

Ряд исследователей выделяют три последовательные формы развития индикативного планирования: конъюнктурную, когда целью планирования является улучшение экономической конъюнктуры с помощью макрорегуляторов; структурную, когда акцент ставится на структурной политике в отношении отраслей, секторов экономики или регионов; стратегическую, когда у индикативного планирования значительно расширяются временные рамки и происходит более глубокое согласование интересов всех субъектов экономики. Так, в Великобритании с 2002 года реализуется «Промышленная стратегия правительства» и в её рамках - десятилетний план модернизации британской транспортной системы. В современной экономике значение индикативного планирования связано с возможностями государства по координации социально-экономического развития на основе обеспечения корпораций, региональных структур, всех хозяйствующих единиц наиболее полной и точной информацией. Повышенные требования к качеству информации изменяют подходы к составлению различных видов балансов в рамках индикативного планирования.

Индикативное планирование позволяет учитывать и координировать интересы государственных, частных и других субъектов экономики, общества в целом в долгосрочной перспективе на основе общенациональных приоритетов, что обеспечит, по идее французских экономистов, гармонизированный рост. Условием последнего является согласие всех групп населения с ориентирами, поставленными правительством в индикативном плане, и смягчение проявлений социальной напряжённости. Индикативное планирование как концепция, несмотря на рекомендательный характер индикативных планов, включает следующие обязательные элементы: прогнозирование основных процессов на различную перспективу; составление различного уровня детализации программ; определение средств реализации планов, прежде всего, объёмов и направлений государственного участия; выработку мер политического, административного, экономического характера и создание соответствующих институтов (например, во Франции был создан Генеральный комиссариат по планированию). Хотя планы и программы носят средне- и долгосрочный характер, они постоянно корректируются, модифицируются механизмы их осуществления. Во Франции с пятого индикативного плана (1965-70) они стали утверждаться парламентом. Индикативное планирование уменьшает фактор неопределённости и позволяет достичь более сбалансированной экономики.

У истоков индикативного планирования как новой концепции управления рыночными процессами стояли представители институционального направления - экономисты Ф. Перру (Франция), Я. Тинберген (Нидерланды), Г. Мюрдаль (Швеция); в системном виде основы индикативного планирования были изложены в работе К. Ландауэра «Теория национального экономического планирования» (1944). Французская школа индикативного планирования обосновала принцип избирательности государственной политики и концепцию привилегированных точек применения силы, что было эффективно использовано при разработке индикативных планов. Российские исследователи выделяют вклад в становление теории индикативного планирования разработок Н. Д. Кондратьева в 1920-е годы. В каждой стране концепция индикативного планирования отражала исторические, культурные, социальные, экономические и другие особенности развития государства. В современных индикативных программах государство, прежде всего, сосредоточивается на традиционной для него области прогнозов: инвестиционной деятельности, развитии человеческого потенциала и подготовке кадров, экспортном производстве; всё более важную роль играет экологическая динамика, оказывающая значительное влияние на макроэкономические пропорции.

В Российской Федерации задача разработки стратегического плана развития на долгосрочную перспективу была впервые поставлена в декабре 1999, но в 2000-е годы ограничились утверждением трёхлетних планов правительства. Система индикаторов, ориентирующих хозяйствующие субъекты на решение важнейших проблем региона, утверждается правительством Республики Татарстан. В рамках СНГ индикативное планирование применяется в Казахстане.

Лит.: Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования: В 2 т. М., 1982; Яковец Ю. В. Прогнозирование циклов и кризисов. М., 2000; Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М., 2002; Сорвина Г. Н. История экономической мысли XX столетия. 2-е изд. М., 2004; Кузык Б. Я., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития. М., 2006; Драганов В. Г. Опыт использования индикативного планирования. М., 2006.

А. А. Ткаченко.