Индоевропейцы

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, древняя этническая общность, носители индоевропейского праязыка, предка индоевропейских языков. Время и ареал существования индоевропейцев составляет одну из важнейших проблем индоевропеистики. По современным представлениям, распад индоевропейской общности произошёл не позднее 4-го тысячелетия до нашей эры. Вопрос о месте обитания индоевропейцев может быть решён на основе лингвистических реконструкций с привлечением данных археологии. На прародине индоевропейцев были, несомненно, распространены волк (русский волк, тохарское Б walkwe и др.) и медведь [греческий - άρκτος, хеттский hart(ag)ga- и др.], вероятно, лосось (русский лосось, тохарское Б laks - рыба и др.), росли ель или пихта (древневерхненемецкий tanna, хеттский tanau), боярышник [древнеирландский aide - боярышник (родительный падеж), хеттский hat(t)-alkisnas - колючий кустарник], возможно, также клён (латинский асег, хеттский hikkar-). Из-за недостаточности надёжных данных такого рода существует множество гипотез о возможной прародине индоевропейцев. Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов помещают первичную прародину индоевропейцев в Малой Азии - историческом ареале хетто-лувийских языков. По мнению И. М. Дьяконова, О. Н. Трубачёва, российского филолога Л. А. Гиндина, прародину индоевропейцев следует искать на севере Балканского полуострова; немецкий исследователь В. П. Шмидт и польский учёный В. Маньчак помещают её в бассейне Вислы; с точки зрения российских археологов Е. Н. Черных и Н. Я. Мерперта, она находилась в Циркумпонтийской зоне, по мнению американского археолога М. Гимбутас, - в Волга-Каспийском регионе. Другие сторонники европейского происхождения индоевропейцев помещают их прародину на юге Восточной Европы и Зауралья и связывают её с археологическими культурами оседлых земледельцев (гумельницкая культура, трипольская культура и др.) и подвижных скотоводов (хвалынско-среднестоговская культура, новоданиловская культура); с последними и их наследниками - первыми строителями курганов бронзового века (4-3-е тысячелетия: ямная культура, на юге Восточной Европы, кеми-обинская культура в Крыму, возможно, новосвободненская культура и майкопская культура на Северном Кавказе, а также Марткопи-Бедени в Закавказье и др.) - предположительно отождествляют предков ариев. С расселением индоевропейцев из этого очага соотносят культуры евразийского степного пояса 2-го тысячелетия (абашевская культура, синташтинская культура, срубная культура, андроновская культура) и сформировавшиеся на их основе культуры финала бронзового века (валиковой керамики культура). В это же время следы индоевропейцев обнаруживают к югу от Кавказа (имена царей на близком к праиндоиранскому языке в клинописных документах Митанни, 14 век до нашей эры); им приписывают некоторые культуры 2-1-го тысячелетия до нашей эры в Северном Иране и Бактрийско-Маргианском регионе. С западными группами индоевропейцев связаны шнуровой керамики культуры [фатьяновская культура, балановская культура, среднеднепровская культура, унетицкая культура, саксонотюрингская культура, Злота, боевых (ладьевидных) топоров культура и др.].

Реклама

О прародине поздних индоевропейцев - после отделения хетто-лувийской и, возможно, тохарской ветвей - данных значительно больше. Для неё были характерны леса: восстанавливаются названия для берёзы (литовский bérzas, древнеиндийский bhürjâ- и др.) и, возможно, дуба (латинский quercus - дуб, панджабское pargai - каменный дуб и др.). Вероятно, местом обитания индоевропейцев был регион одомашнивания лошади [латинский equus, иероглифический лувийский azu(wa)] - по-видимому, южно-русские степи; на это указывает также предположительно индоевропейское происхождение название лошади в некоторых древних языках Ближнего Востока, что позволяет реконструировать приход индоевропейцев с лошадьми на Передний Восток.

Реконструируемая культура индоевропейцев типична для позднего неолита, энеолита, раннего и среднего бронзового века: индоевропейцы сеяли [русский сеять, хеттский sa(i) и др.] ячмень (древневерхненемецкий gersta, греческий гомерский κριθή и др.) и пшеницу (авестийский gantuma-, хеттский kant- и др.), обрабатывали землю специальным орудием (древнепрусский aketes - борона, хеттский akkala - борозда), убирали урожай при помощи серпа (русский серп, хеттский GISsarpa- и др.), помимо лошадей разводили коров (английский cow, иероглифический лувийский wawi- и др.), овец (латинский ovis, тохарское Б äuw и др.), свиней (латинский sus, тохарское Б suwo и др.), собак [греческий κύων, иероглифический лувийский zù/sù-wa/i-ni- и др.], ездили на колёсных повозках (английский wheel - колесо, тохарское Б kokale - повозка и др.), знали ткачество (древневерхненемецкий weban, тохарское Б wap- и др.), использовали овечью шерсть (латинский lana, хеттский hula- паи др.). У них были топоры (древнеанглийский adesa, хеттский ates- и др.) и мечи (латинский ensis, древнеиндийский asi- и др.), у поздних индоевропейцев - плуг (древнерусский орало, латинский aratrum и др.), лодки или корабли (греческий ναυς, древнеиндийский nau- и др.) с вёслами (литовский irklas, древнеиндийский aritra- и др.), они освоили металл (древнеиндийский âyas- - медь, железо, латинский aes - медь и др.). Ведя подвижный образ жизни, они имели и постоянные поселения с насыпными и, возможно, плетёными стенами. О разветвлённых родственных связях свидетельствует разработанная терминология родства (например, термины, различающие дядей по отцу и матери: славянский стрый и уй, латинский patruus и avunculus). Существовали вожди (древнеиндийский raj, латинский rex, древнеирландский ri и др.). Согласно гипотезе Ж. Дюмезиля, общество индоевропейцев делилось на сословия жрецов, воинов и земледельцев. Главным божеством был бог неба и света *diêus (буквально - светлый, сияющий; древнеиндийский dyâus-, греческий Ζεύς, латинский Iup-piter; нередко считается, что от его имени происходит общий термин со значением «бог»: древнеиндийский devâ-, латинский deus, литовский diëvas). Важную роль играл также бог грома (литовский Perkunas, славянский Перун, фракийский Πέρκον, древнеисландский Fjorgynn - мать бога грома Тора), чей культ был связан с дубом (латинский quercus; в литовской мифологии - дерево Перкунаса). Особую роль в индоевропейской религии играл культ лошади, тесно связанный с близнечным культом (индийский Ашвины, греческий Диоскуры). Заметны также следы культа волка (в иранской, итальянской и германской традициях - родоначальника племени). Восстанавливаются (преимущественно на индоиранском и греческом материале) около 200 индоевропейских устойчивых поэтических формул; существуют попытки (А. Мейе, К. Уоткинс, Г. Надь) найти и стихотворные метры индоевропейского стиха (предположительно силлабический восьмисложник).

Лит.: Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. 3-е изд. М., 1938; Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. Ч. 1-2; Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии? М., 1994; Beekes R. S. Р. Comparative Indo-European linguistics: an introduction. Amst., 1995; Mallory J. Р. А la recherches des Indo-européens. 2 éd. Р., 1997; Encyclopedia of Indo-European culture / Ed. J. Р. Mallory, D. Adams. Oxf., 1997; Tichy Е. Indogermanisches Grundwissen. Bremen, 2000; Meier-Brügger М. Indogermanische Sprachwissenschaft. 8. Aufl. В., 2002; Красухин К. Г. Введение в индоевропейское языкознание. М., 2004.

С. А. Бурлак, К. Г. Красухин, С. В. Кузьминых.