Информационное общество

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО, одно из понятий, используемых в социологической теории для обозначения общественных систем «современного типа»; акцентирует внимание на кардинальных изменениях в области производства, распространения и потребления информации, происшедших в индустриально развитых странах во 2-й половине 20 века, а также на обусловленных этим социальных, экономических и культурных последствиях. Идея информационного общества возникла в конце 1960-х годов; сам термин приписывается японскому специалисту Ю. Хаяши. Концептуальные основы теории информационного общества заложены в работах Д. Белла, А. Тофлера, американского футуролога Дж. Несбита и др.

Важнейшие характеристики информационного общества:

1) лавинообразное распространение информационных технологий (прежде всего компьютерных и телекоммуникационных);

2) превращение информации в важнейший социальный ресурс, необходимую предпосылку управленческой деятельности, развития экономики, образования, сферы услуг, домашнего быта, рекреационной сферы и т.д.; по некоторым данным, в наиболее развитых странах профессиональная  деятельность более половины занятых связана исключительно с производством и обработкой информации;

Реклама

3) наделение СМИ статусом «четвёртой ветви власти»;

4) расширение границ и «репертуара» массовой культуры;

5) увеличение каналов вертикальной и горизонтальной мобильности;

6) изменение представлений о социальном пространстве («глобализация» пространства, мгновенная доступность даже периферийных его сегментов) и времени (расширение рамок «современности», когда даже отдалённые исторические события воспринимаются как происходящие «здесь» и «сейчас»);

7) возникновение в процессе коммуникации особой виртуальной реальности, несводимой к результатам технической визуализации и выходящей за пределы воображения и памяти индивида;

8) превращение информационных технологий в базу для развития высоких технологий (Hi-Tech).

Становление информационного общества проходило в несколько этапов. Первый связан с преодолением «информационного кризиса», когда, с одной стороны, резко возросло производство информации («информационный взрыв»), а с другой - у потребителя возникли трудности с поиском нужных сведений («информационный голод»). Кризис преодолевался прежде всего путём создания разветвлённых поисковых систем (смотри Интернет). На следующем этапе ключевыми стали проблемы информационной культуры (компетентность в области информатики, умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, ответственность за производимую информацию, соблюдение этики общения в информационной среде) и информационной безопасности (предотвращение случайных или целенаправленных сбоев в информационных системах, манипуляций и контроля за людьми с использованием информационных технологий, обеспечение конфиденциальности личной информации).

С 1970-х годов происходит конвергенция концепции информационного общества и теории постиндустриального общества. В качестве общих признаются следующие принципы: первостепенная роль теоретического знания (информации) в функционировании социума; опережающее развитие наукоёмких отраслей, новых интеллектуальных технологий, экономики услуг; ориентированность в будущее любых проводимых преобразований, широкое использование инноваций как основного средства реализации такого подхода; ключевая роль интеллектуалов в формировании новых элит («экспансия новой интеллигенции»). В контексте этих положений переосмысливается и роль самой информации. Принципиальным является не то, что её количество постоянно возрастает (одновременно увеличивается и массив «информационного мусора»), и не то, что в управлении всеми процессами задействованы информационные ресурсы, а то, что: 1) информация становится товаром; 2) информация передаётся мгновенно, процесс и границы её распространения практически неконтролируемы, в результате чего «средство» (коммуникационные каналы) само превращается в «содержание» (Г. М. Мак-Люэн). Пока что выигрыш от наступления информационной эры превышает издержки, однако возможность бесконфликтного существования в информационном обществе представляется маловероятной.

Лит.: Bell D. The social framework of the information society Microelectronics revolution / Ed. Т. Forester. Oxf., 1980; Castells М. The end of millennium. 2nd ed. Oxf.; Malden, 2000; idem. The rise of network society. 2nd ed. Oxf.; Malden, 2000; idem. The power of identity. Oxf.; Malden, 2004; McLuhan М. Understading media: the extensions of man. L., 2001; Информационное общество. М., 2004; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

И. В. Мелик-Гайгазян.