Инициальная психотерапия
ИНИЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (от латинского initio - начинать, открывать дорогу к тайному, посвящать), направление гуманистической психотерапии, уподобляющее становление и развитие человека движению по пути инициации и видящее свою задачу в помощи человеку в раскрытии его духовной природы. Инициация в данном случае означает посвящение не во внешнее человеку тайное знание, а обретение душевно-духовной зрелости через начальное «пробуждение» человека, внутреннюю «смерть» его прежнего («ветхого») существа и, наконец, его возрождение в качестве новой, собственно духовной личности.
Родоначальник инициальной психотерапии - немецкий психолог К. Ф. Дюркхайм (1896-1988), учение и практика психотерапевтической работы которого сложились на пересечении идей К. Г. Юнга, немецкого психолога Ф. Крюгера, М. Хайдеггера и дзен-буддизма (Дюркхайм провёл 10 лет в Японии, где обучался практике дзен). В 1951 году Дюркхаймом и его женой М. Гиппиус в Тодтмос-Рютте (м. Шварцвальд, Германия) был создан центр инициальной психотерапии.
Основными методами инициальной психотерапии стали предложенная Гиппиусом особая форма «ведомого» рисования (при котором ставится задача не выражения готовых образов, а высвобождения спонтанно рождающихся в данный момент движений) и введённая Дюркхаймом работа с душевным миром человека через прикосновения к его телу - «ляйб-терапия» (от немецкого Leib - одушевлённое тело). Ряд методов инициальной психотерапии (работа с мечом, стрельба из лука, сидячая медитация, каллиграфия и др.) представляют собой модификации практик дзен. Все методы инициальной психотерапии являются «диалогическими» (т. е. включающими опыт встречи «Я - Ты», смотри Диалог) формами медитации, в которых психотерапевт выступает в качестве «проводника» или духовного наставника.
Реклама
Лит.: Дюркхайм К. Ф. О двойственном происхождении человека. СПб., 1992; он же. Внутренний образ и форма воплощения // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2; Буякас Т. М. Инициальный путь развития личности: возможности психологической работы // Вопросы психологии. 2003. № 5.
В. В. Архангельская, А. А. Пузырей.