Инсайт

ИНСАЙТ (английский insight - постижение, озарение, проникновение в суть), внезапное новое понимание сути проблемы, ведущее к нахождению её решения.

Научение путём инсайта было открыто В. Кёлером, исследовавшим поведение шимпанзе в проблемных ситуациях («Исследование интеллекта человекообразных обезьян», 1917, русский перевод 1930): после бесплодных попыток решения задачи путём «проб и ошибок» (перебирая различные привычные действия) обезьяна, перестав предпринимать что-либо или переключившись на другую деятельность, внезапно находила решение (например, ставила несколько ящиков один на другой, чтобы залезть на них и достать высоко висящий банан). В гештальтпсихологии феномен инсайта был истолкован как особый акт мышления, перестраивающий представление о проблемной ситуации, в результате чего между элементами этой ситуации усматриваются новые структурные отношения, помогающие решить задачу.

Понятие инсайта приобрело ключевое значение в исследованиях творческого мышления, показавших, что инсайт  представляет собой внезапное осознание идеи, найденной в процессе бессознательной мыслительной работы, и сопровождается интуитивной уверенностью в правильности пришедшей идеи и эмоциональным подъёмом. Американский психолог Г. Уоллес разделил творческий процесс на 4 стадии - подготовка, созревание, инсайт  (озарение) и проверка найденного решения. Яркие примеры инсайта даёт история науки - неожиданно пришедшее в ванной открытие Архимеда, заставившее его вскричать «Эврика!» (древнегреческий «Нашёл!»), и т. п. Нередко инсайт  связан с нахождением аналогии, мысленным перенесением структуры одного феномена на другой. К этому может подтолкнуть любое случайное событие или наблюдение, в связи с чем считается, что озарениям способствует смена деятельности. Разработаны специальные технологии, стимулирующие инсайт, - деловая игра, мозговой штурм и др.

Реклама

Термин «инсайт» часто используется в психотерапии, обозначая осознание человеком смысла или причин своего состояния (проблемы, конфликта), сопровождающееся эмоциональным переживанием прозрения или катарсиса.

Лит.: Wallas G. The art of though. N. Y., 1926; Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М., 1965; Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987; The nature of insight / Ed. R. J. Sternberg, J. Е. Davidson. Camb., 1995.

А. В. Константинов.